Каждый скачок цен на бензин вновь заставляет автолюбителей искать пути к уменьшению его расхода. Немалые резервы таятся в манере вождения. Своими мыслями о том, что такое экономичный стиль и как его оссоить, делится на примере «Москвича-2т41» инженер Д. ДОРОФЕЕВ.
Ездить экономично —значит не только (и не столько) использовать накат, как иногда думают, но главное —выбирать наиболее выгодные режимы разгона и движения. Понятно, что возможность применять эти приемы зависит от конкретных условий.
Двигаться способом «разгон —накат» трудно, утомительно для водителя и пассажиров, это создает дополнительные неудобства другим водителям, а на скользкой дороге и вовсе недопустимо. Поэтому пользоваться накатом удается довольно редко. Разгоняться, в зависимости от дорожной обстановки, можно по
разному. Вот несколько типичных транспортных ситуаций при разгоне в диапазоне скоростей от 50 до 70 км/ч на «Москвиче-2141». Первая: обогнать колонну автомобилей на подъеме, причем быстро. Оптимальным (и с точки зрения безопасности, и по расходу топлива) будет разгон на второй передаче. Другая ситуация: вы обгоняете грузовик на нешироком шоссе. Самый удобный и экономичный вариант —выполнить обгон на третьей передаче. Еще один случай —обгон на многорядном свободном шоссе. Здесь вполне оправдана четвертая или даже более экономичная, пятая передача.
В жизни подобных ситуаций и вопросов куда больше: когда переходить ради экономии топлива с пятой на четвертую передачу, если идешь на небольшой подъем с постоянной скоростью; как выбирать передачу в зависимости от темпа движения, его интенсивности, чтобы обеспечить наименьший расход бензина, и т. д. Ответы подскажет прибор эконометр, которым ныне оборудованы некоторые автомобили: АЗЛК-2141, -21412, ВАЗ-2107, -2108, -2109.
Но вот незадача: большинство водителей новых «москвичей», попробовавших ездить по эконометру, перестали им пользоваться. Попробуем разобраться —почему.
Руководство по эксплуатации автомобиля АЗЛК-2141 сообщает: «…Стрелка прибора в зеленой зоне —экономичный режим движения; в белой зоне —переход от экономичного режима движения к режиму движения с повышенным расходом топлива; в красной зоне —неэкономичный режим движения».
Что же получается на практике, когда следуешь этим указаниям! Наши заезды показали, что, во-первых, в «зеленой зоне» автомобиль почти не едет, и двигаться со скоростью более 60 км/ч даже по свободной трассе при этом положении стрелки невозможно, какую передачу ни включай, а во-вторых, что и в городе при небольшой скорости (по улицам в центре Москвы в темпе транспортного потока она получилась в среднем около 16 км/ч) двигаться довольно утомительно, а расход при этом примерно такой же (около 12 л/100 км), как и при «свободном» движении, без оглядки на эконометр. В чем же дело!
Сначала вспомним, что представляет собой эконометр. По сути —это вакуумметр, показывающий разрежение во впускном трубопроводе двигателя. Максимальной величине соответствует зеленая зона на его шкале. В карбюраторных двигателях это разрежение обратно пропорционально крутящему моменту двигателя —чем больше момент, тем меньше разрежение. Можно сказать, что показания эконометра пропорциональны величине крутящего момента двигателя.
Достичь наименьшего потребления топлива удается, когда мотор работает в режиме минимального удельного (на единицу произведенной работы) расхода. Двигатели ВАЗ-2106-70 и УЗАМ-331.10, которыми оснащаются новые «москвичи», экономичны в широком диапазоне оборотов —от 1500—до 4500—об/мин, но в довольно узком диапазоне нагрузок (для двигателя ВАЗ-2106-70 низкий удельный расход топлива, не превышающий 280 г/кВт ч, приходится на диапазон нагрузок от 75 до 115 Н- м; для двигателя 331.10 такой же удельный расход —при нагрузке 60—Н- м. Такова в двух словах теоретическая подоплека вопроса.
Однако для водителя это величины довольно отвлеченные. Как перейти от них к тем, с которыми он привык иметь дело —скоростью и выбранной передачей?
Расчеты показывают, что на автомобиле «Москвич-21412» (двигатель УЗАМ-331.10) с главной передачей 4.1 оптимальному в отношении расхода крутящему моменту соответствует равномерное движение со скоростью 120 км/ч на пятой передаче; на автомобиле «Москвич-2141» (двигатель ВАЗ-2106) с той же главной передачей —со скоростью 135 км/ч на пятой передаче. Следует отметить, что хотя удельный расход и минимален, при такой скорости значительно увеличивается сопротивление движению. Поэтому и путевой расход топлива значительно возрастает, так что на практике эта скорость не является экономичной.
Какое же положение занимает стрелка эконометра при самых выгодных условиях? Оно, конечно, зависит от конкретного двигателя и прибора, но осредненно установлено, что у автомобиля «Москвич-2141» экономичной работе двигателя соответствует положение стрелки штатного эконометра от середины белой зоны до начала красной (оно показано на рисунке штриховкой).
Выходит, что руководству по эксплуатации надо следовать в этом пункте «с точностью до наоборот». При работе двигателя в новой зоне (назовем ее «синей») он расходует топлива меньше, чем при работе в зеленой зоне шкалы, так как одну и ту же мощность, необходимую для движения в реальных условиях, в первом случае двигатель развивает при гораздо более низких оборотах, чем во втором. Следовательно, можно включить более высокую, а стало быть, и «экономичную» передачу.
Как можно использовать на практике нашу поправку?
Если при движении стрелка эконометра находится в «синей» зоне, передача выбрана правильно. Если стрелка эконометра располагается в зеленой или первой половине белой зоны, для экономии топлива желательно переключиться на высшую передачу (конечно, если при этом обороты двигателя не упадут ниже 1500—2000 об/мин). Если стрелка эконометра ушла далеко в красную зону, следует включить низшую передачу (если при этом обороты двигателя не превысят 4500—5000 об/мин).
При движении с постоянной скоростью на пятой передаче стрелка эконометра, конечно, может находиться и в первой половине белой, и даже в зеленой зоне, на остальных же передачах при этом целесообразно включить высшую передачу.
Пытаться «загнать» стрелку эконометра из зеленой зоны в «синюю» педалью акселератора, форсируя разгон больше необходимого, не следует, так как при этом вместо экономии получится перерасход топлива. Здесь верно правило: лучшее —враг хорошего. А вот если стрелка эконометра оказалась далеко в красной зоне, особенно при низких оборотах двигателя, то необходимо переключиться на низшую передачу или, если возможно, уменьшить газ, так как в противном случае вероятна нежелательная перегрузка двигателя и возможно возникновение детонации. Далеко в красную зону стрелку допустимо «отпускать» лишь на короткое время, например, при маневре, обгоне или резком разгоне, да и то, если обороты двигателя достаточно высоки (2500—в минуту и более).
Однако бесплатных пирожных не бывает, и, чтобы снизить расход топлива, приходится больше работать —чаще переключать передачи и смириться с ощущением, что машина менее послушна (на высших передачах она ленивее, чем на низших, реагирует на педаль газа).
При возможности, конечно, стоит использовать накат и торможение двигателем, которое на новом «Москвиче», имеющем экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ), также дает экономию топлива.
Использование высших передач при движении в «синей» зоне не только помогает сэкономить бензин. Износ большинства агрегатов двигателя в системах смазки, охлаждения, зажигания и т. д.), зависит не столько от нагрузки, сколько от оборотов коленвала. Даже креношипно-шатунный и газораспределительный механизмы значительно больше страдают от высоких оборотов, чем от нагрузки. Поэтому можно утверждать, что, предпочитая высшие передачи низшим, вы тем самым продлеваете ресурс двигателя.
Заезды показали, что при движении в потоке по свободной трассе со скоростью 70—км/ч в соответствии с этими рекомендациями (стрелка в основном в «синей» зоне) экономится до 10 % топлива по сравнению со «свободным» движением (стрелка эконометра —в белой и зеленой зонах).
Указанный метод пригоден в первую очередь для равномерного движения, но им можно пользоваться и при ускорении. Во время разгона старайтесь удерживать стрелку эконометра в «синей» зоне при помощи педали газа, производя переключения в зависимости от желаемой интенсивности разгона: при «вялом» переключаться можно, достигнув 2000—2500 об/мин, или умеренном —2500—3500, при интенсивном —4000 об/мин и выше. После того, как требуемая скорость достигнута и вы перешли на равномерное движение, четвертую или пятую передачу можно включать после третьей или даже второй.
Однако заезды в центре Москвы не дали какого-либо снижения расхода по отношению к «свободному» движению и езде в соответствии с «Руководством по эксплуатации». Объяснение в том, что в условиях города с частыми остановками, продолжительным ожиданием на светофорах и в пробках, куда больше, чем стиль вождения, на расход влияет техническое состояние автомобиля.
Можно предположить, что экономия топлива по сравнению со «свободным» движением будет тем больше, чем легче условия езды и выше средняя скорость транспортного потока (до определенного предела, конечно).
Интересно отметить, что большинство опытных водителей интуитивно, не глядя на эконометр, поддерживают режим работы двигателя в «синей» зоне, особенно при разгоне. Однако и начинающий водитель, используя предлагаемый здесь стиль, быстро привыкнет к поведению автомобиля и в дальнейшем сможет поддерживать экономичный режим, едва глядя на эконометр.
Таким образом, задача выбора наиболее экономичного режима в дорожных ситуациях, рассмотренных в начале статьи и в большинстве других случаев, все же легко решается посредством эконометра. К управлению автомобилем «с оглядкой» на этот прибор легко привыкнуть.
Хочется обратить внимание еще на один любопытный факт. В двигателе 331.10 при частоте вращения от 2500 до 3500 об/мин оптимальному крутящему моменту соответствует начало открытия вторичной камеры карбюратора (возможно, это характерно и для других двигателей с механическим приводом вторичной камеры). Это позволяет приблизительно определять оптимальный режим, оснастив привод вторичной камеры карбюратора контактом, включающим какую-нибудь дополнительную лампочку или светодиод на панели приборов. Правда, этот способ определения наивыгоднейшего момента дает большую погрешность как при низких оборотах двигателя (поскольку вторичная камера открывается при значительно большем моменте), так и при высоких (здесь крутящий момент достигает оптимальной величины при значительном открытии заслонки вторичной камеры). Поэтому при движении на пятой передаче с постоянной скоростью, когда в большинстве случаев двигатель работает на низких оборотах, нужно пользоваться эконометром, хотя при разгоне лампочка может быть нагляднее.
На двигателях с пневматическим приводом вторичной камеры ориентироваться на момент ее открытия невозможно, поскольку вакуум для этого привода «забирается» не во впускном коллекторе, а из диффузора первичной камеры, где он зависит не только от нагрузки двигателя, но и в значительной мере от скорости его вращения.
Что сказать в заключение? Экономичный стиль езды —не какая-то сверхтрудная задача. Практически каждый в состоянии его освоить, и чем скорее это будет, тем быстрее вы ощутите результат —экономию.