Транспортные средства категории В. К категории В относят легковые автомобили и грузовые автомобили, максимальная масса которых не превышает 3500 кг.
Легковые автомобили ЗАЗ968А, 968М «Запорожец», ВАЗ2101, 21011, 2103, 2106 «Жигули», «Москвич2140» и «Москвич412ИЭ» используются преимущественно как автомобили . индивидуального пользования. Автомобили ГАЗ24 «Волга» используются, кроме того, как служебные и такси (ГАЗ2401).
Для эксплуатации по всем видам дорог и бездорожью предназначены легковые автомобили повышенной проходимости ЛуАЗ969М (Луцкий автозавод) и ВАЗ2121 «Нива», а также грузопассажирские автомобили УАЗ469 и УАЗ469Б.1
Значительную часть парка грузовых автомобилей (максимальная масса которых менее 3500 кг, составляют автомобилифургоны УАЗ451М, 452 и ЕрАЗ762Б (Ереванский автозавод) грузоподъемностью 0,8—1,0 т.
Автомобилифургоны особо малой, грузоподъемности (0,25— 0,35 т) выпускают Московский имени Ленинского Комсомола и Ижевский автомобильные заводы («Москвич2734», ИЖ2125 и ИЖ2715). Их используют для перевозок товаров народного потребления и транспортного обслуживания предприятий связи, торговли и общественного питания в .городских условиях. Автомобиль УАЗ452 повышенной проходимости предназначен для эксплуатации на дорогах всех категорий.
По сравнению с бортовыми автомобилями применение автомобилейфургонов обеспечивает лучшую сохранность грузов при перевозках, повышение использования грузоподъемности при перевозке легковесных грузов и снижения затрат на затаривание грузов.
Эксплуатационные свойства автомобиля определяют эффективность и удобство его использования. К ним относятся: вместимость, динамичность, топливная экономичность, проходимость, устойчивость, управляемость, надежность, долговечность, удобство использования.
Вместимость грузового автомобиля определяется его грузоподъемностью и внутренними размерами кузова, пассажировместимость — количеством пассажиров, которое может одновременно перевозить автобус или легковой автомобиль.
Динамичность автомобиля, т. е. его способность перевозить грузы и пассажиров с максимально возможной средней скоростью в заданных дорожных условиях, зависит от динамических (тяговых) и тормозных свойств автомобиля.
Топливная экономичность — способность автомобиля осуществлять перевозки при минимальном расходовании топлива на каждый тонно или пассажирокилометр. .
Проходимость — свойство автомобиля работать в трудных дорожных условиях и по бездорожью.
Устойчивость — свойство автомобиля сохранять направление движения (курсовая устойчивость) и противостоять опрокидыванию и заносу.
Управляемость — свойство автомобиля изменять направление движения при изменении положения управляемых колес. Качественно это свойство можно оценивать по степени приближения фактической траектории движения автомобиля к желаемой.
Надежность — свойство автомобиля выполнять перевозки грузов или пассажиров, сохраняя свои эксплуатационные показатели (производительность, экономичность, рентабельность) в пределах, соответствующих заданным режимам и условиям эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и хранения. Надежность обусловливается безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью, а также долговечностью частей автомобиля.
Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. Предельное состояние — это состояниепри котором дальнейшая эксплуатация должна быть прекращена из-за неустранимых: нарушения требований безопасности, отклонения заданных параметров за установленные пределы, снижения эффективности эксплуатации ниже допустимой или необходимости проведения капитального ремонта. Показателями долговечности являются средний срок службы (до капитального ремонта, между капитальными ремонтами, до списания) или ресурс, т. е. продолжительность работы от начала эксплуатации (или после капитального ремонта) до наступления предельного состояния.
Удобство использования автомобиля зависит от величины усилий для приведения в действие органов управления к частоты пользования ими; удобства места водителя, вентиляции и отопления кабины; обзорности дороги; простоты обслуживания автомобиля" в пути; простоты выполнения разворотов и маневрирования, приспособленности кузова к погрузкеразгрузке при минимальных затратах труда (погрузочная высота, внутренняя высота фургона, наличие приспособлений для погрузкиразгрузки).
Эксплуатационные свойства автомобиля зависят от конструкции автомобиля и его агрегатов, условий эксплуатации, качества топлива и смазочных материалов, технического состояния автомобиля и мастерства вождения.
Техникоэксплуатационные показатели использования подвижного состава автомобильного транспорта. Показатели работы характеризуют техническую готовность автомобиля, выпуск его на линию, использование на перевозках и продолжительность работы. Они необходимы для планирования и анализа работы автотранспортного предприятия, учета работы автомобилей, отчетности и оценки деятельности автотранспортного предприятия.
Дни пребывания автомобиля на автотранспортном предприятии (календарные дни) складываются из дней нахождения автомобиля в эксплуатации, ремонте и простое. Готовность автомобилей к выполнению перевозок и выпуск их на линию характеризуются коэффициентами технической готовности и выпуска.
Коэффициент технической готовности парка автомобилей определяют делением автомобиледней АД, парка в. готовом к эксплуатации состоянии на календарные автомобиледни АДК!
Коэффициент выпуска подвижного состава на линию определяется отношением автомобиледней АДа нахождения автомобилей в эксплуатации к автомобиледням АДП работы парка, где автомобиледни ЛДП определяются вычитанием из календарных автомобиледней АДК автомобиледней АД„ нормированных простоев (количество выходных и праздничных дней, в которые п.арк не работает).
Для повышения коэффициентов технической готовности и выпуска автомобилей на линию необходимы регулярное и качественное выполнение технического обслуживания, внедрение агрегатного метода ремонта автомобилей, хорошо налаженное материальнотехническое снабжение и эксплуатационные материалы высокого качества.
Время пребывания автомобиля в наряде, или продолжительность работы на линии, исчисляется с момента выхода автомобиля из автотранспортного предприятия до момента его возвращения, исключая время отдыха водителя. Время пребывания в. наряде слагается из времени движения, времени планируемых простоев дляпогрузки и выгрузки грузов (посадки и высадки пассажиров) и времени простоя по техническим и организационным причинам.
Технической скоростью движения называется средняя скорость движения, равная отношению пробега автомобиля к времени движения, включая время простоя в пути, связанного с регулированием движения. За одну ездку техническую скорость определяют делением длины ездки на время движения за ездку.
Эксплуатационную скорость определяют делением пробега автомобиля на время его пребывания в наряде. Эта скорость тем выше, чем выше техническая скорость и чем меньше простои на линии.
Общим пробегом называется расстояние, проходимое автомобилем. Общий пробег грузового автомобиля складывается из пробега с грузом, пробега без груза и нулевого пробега. Нулевым называется пробег автомобиля из автотранспортного предприятия до пункта первой погрузки и из пункта последней разгрузки до автотранспортного предприятия, а также заезды на заправку топливом, техническое обслуживание и текущий ремонт.
Коэффициент использования пробега определяют делением суммы пробегов с грузом или пассажирами на сумму общих пробегов за тот же период времени Для грузовых автомобилей этот коэффициент зависит от размещения погрузочноразгрузочных пунктов и организации работы на линии.
Коэффициент использования пробега повышают путём улучшения организации диспетчерской службы, разработки рациональных маршрутов, смены водителей на линии, развития грузовых автостанций и других мер сокращения пробегов автомобиля без груза.
Коэффициент статического использования грузоподъемности равен отношению количества перевезенного груза" к количеству груза, которое может быть перевезено при полном использовании грузоподъемности автомобиля. Коэффициент динамического использования грузоподъемности определяют делением количества фактически выполненных тоннокилометров на количество тоннокилометров, которые могли быть выполнены при полном использовании грузоподъемности автомобиля.
Коэффициент использования грузоподъемности может быть повышен путем правильного выбора автомобилей для перевозки соответствующих грузов, приспособления кузова к роду груза (например, наращивание бортов при перевозке легковесных грузов), приспособления тары и упаковки к условиям перевозки, группировки сборных и мелких грузов в партии.
Объем перевозок — это масса груза, которую планируется перевезти или уже перевезена. Грузооборот — это транспортная работа в тоннокилометрах.
Производительностью грузового автомобиля называется количество перевезенного груза в тоннах или количество выполненных тоннокилометров в единицу времени. Производительность, отнесенная к 1 ч работы автомобиля на линии (в наряде), называется часовой производительностью автомобиля.
Производительность грузового автомобиля может быть повышена: увеличением коэффициентов использования пробега и грузоподъемности; применением прицепов; увеличением среднесуточного пробега автомобиля, зависящего от технической скорости движения и времени простоя под погрузкой и разгрузкой.
Особенно важно повышать коэффициент использования пробега при увеличении расстояния перевозки. Производительность повышается путем сокращения времени простоя автомобиля под погрузкойразгрузкой, особенно при малых расстояниях перевозок.
Пасса жирооборот — это транспортная работа, затрачиваемая на перевозку пассажиров. Она определяется произведением числа пассажиров на среднюю дальность поездки и измеряется в пассажирокилометрах. Для автомобилятакси время одной ездки складывается из оплаченного и неоплаченного (холостого) временипробега, оплаченного и неоплаченного времени простоя.
Коэффициентом платного пробега называется отношение оплаченного пробега к обшему пробегу автомобилятакси.
Производительность автомобилятакси определяется количеством выполненных за 1 ч оплаченных километров и оплаченного времени простоя. Она зависит от средней длины оплаченной ездки, коэффициента платного пробега, технической скорости и времени простоев за каждую ездку.
povarusha.ru – кулинарные рецепты.