Колеса осуществляют непосредственную связь автомобиля с дорогой: обеспечивают движение и изменение его направления, а также передают нагрузку от массы автомобиля на дорогу.
В зависимости от основного назначения колеса делятся на ведущие, управляемые и комбинированные (ведущие и управляемые).
Ведущие колеса преобразуют крутящий момент от трансмиссии в силу тяги, вследствие чего возникает поступательное движение автомобиля. Управляемые (ведомые) колеса воспринимают через подвеску толкающее усилие от кузова и задают направление движения. Комбинированные колеса выполняют функции ведущих и управляемых колес одновременно.
Колесо (смотреть статью на сайте под номером 112) крепится к ступице 3, которая установлена на подшипниках 2 на оси . Основными частями колеса являются диск 4 с ободом 8 и пневматическая шина б. Диск выполняют штампованным из листовой стали и выгнутым по специальному профилю для увеличения жесткости. Обод колеса также штампуют из стали, 146 придавая ему в средней части углубление, которое служит для облегчения монтажа шины. По обе стороны_углубления в ободе расположены полки 7, которые заканчиваются бортами 6. Обод рассмотренного вида называется глубоким.
Диск колеса соединяют с ободом посредством сварки. Для крепления колес к ступице в диске имеются конические отверстия. На автомобилях ГАЗ24 «Волга» и УАЗ применяют диски колес с глубоким ободом (неразборные).
Наиболее ответственной частью колеса является пневматическая шина. Она поглощает небольшие толчки и удары от неровностей дороги при движении. Это обеспечивается за счет эластичности шины и упругости сжатого воздуха, которым она заполнена.
Автомобильная шина состоит из покрышки и камеры. Покрышка образует внешнюю не^ сущую оболочку шины, а внут* реннюю ее полость занимает камера. В некоторых случаях на легковых автомобилях применяют шины без камеры. Герметичность в них достигается плотной посадкой покрышки на полки обода. Такие шины называются бескамерными. Бескамерные шины легче, обладают меньшим теплообразованием, но требуют большой точности при изготовлении обода и более трудоемки при обслуживании.
Покрышка (смотреть статью на сайте под номером 1 13) состоит из каркаса 3, бортов , брекера (подушечного слоя) 4, боковин 5 и протектора 6.
Каркас 3 служит основой покрышки, придает ей необходимую прочность и гибкость. Он состоит из нескольких слоев прорезиненного корда. В зависимости от расположения нитей корда в каркасе шины делятся на диагональные (смотреть статью на сайте под номером 113, а) и радиальные (смотреть статью на сайте под номером 113,6).
В каркасе диагональных шин нити соседних слоев корда пересекаются под определенным углом (95—115°), и число слоев всегда четное. При контакте шины с дорогой происходит изменение угла перекрещивания нитей корда, что создает повышенные деформации и теплообразование и снижает срок службы шин.
У радиальных шин нити корда "в каркасе расположены от борта к борту (по радиусу) и не перекрещиваются друг с другом. Такая конструкция каркаса более прогрессивна, так как способствует снижению числа слоев каркаса, уменьшает теплообразование и сопротивление качению. По сроку службы радиальные шины значительно превосходят диагональные.
Борта служат для крепления покрышки на ободе колеса. Борт состоит из слоев корда, завернутых вокруг проволочного бортового кольца 2, которое создает нерастягивающуюся конструкцию и придает жесткость посадочной поверхности покрБшши.
Брекер 4 представляет собой резинотканевую прослойку, проложенную между каркасом 3 и протектором 6 по всей окружности покрышки. Брекер смягчает воздействия протектора на каркас. Для радиальных шин наличие брекера особенно важно, так как он" воспринимает окружные усилия и ограничивает растяжение нитей корда.
Протектор 6 является беговой" частью шины. Снаружи он имеет рисунок в виде выступов и канавок между ними. Благодаря рисунку протектора обеспечивается необходимое сцепление с дорогой, поэтому для различных покрытий дорог применяют разные рисунки протектора.
Боковины 5 наносятся в виде тонкого эластичного слоя резины на боковые стенки каркаса. Они служат для предохранения шины от механических повреждений, проникновения влаги и т. д. На боковинах наносят обозначения покрышек.
Камера для автомобильного колеса изготавливается из эластичной воздухонепроницаемой резины. Размер камеры всегда несколько меньше размера полости покрышки, чтобы в накачанном состоянии не образовывались складки.
Воздух в камеру подается через вентиль, который представляет собой обратный клапан, позволяющий нагнетать воздух внутрь и автоматически закрывать его выход наружу.
Вентиль камеры автомобилей ГАЗ24 «Волга» и УАЗ (смотреть статью на сайте под номером 114) состоит из корпуса 2, привулканизированного к стенке камеры 1, золотника 4 в сборе с клапаном и колпачкаключа 3, который навинчивается на втулку 5 корпуса.
Обозначения и маркировка шин. На боковине каждой покрышки (шины) наносят обозначения (основные размеры) и маркировку (товарный знак заводаизготовителя, месяц и год выпуска, порядковый номер покрышки).
Основные размеры шины (смотреть статью на сайте под номером 115) обозначаются двумя группами цифр через тире. Первая группа цифр определяет ширину В профиля, вторая группа — посадочный диаметр d на обод колеса. Эти величины указываются в миллиметрах или дюймах, или смешанными. Например, 8,40—15, 215—380, 185—15 здесь в первом обозначении размеры ширины б профиля и диаметра посадки шины на обод даны в дюймах, и во втором обозначении эти же размеры указаны в миллиметрах (трехзначное число), в третьем — ширина профиля указана в миллиметрах, а диаметр посадки шины на
обод — в дюймах.
Для обозначения радиальных шин в конце цифр ставится буква Р, например, 185—15Р.
Кроме размеров покрышки, на ее боковине наносят серийный номер. Буква номера обозначает название заводаизготовителя, первые две цифры (римские или арабские)—месяц изготовления, следующие две цифры — год изготовления и далее идет порядковый номер. Например, В V 78116442 обозначает: В — Воронежский шинный завод, V — изготовлена покрышка в мае, 78 — год изготовления 1978 г., 116442 — порядковый номер.
На боковинах покрышек указывают также модель, номер ГОСТа, штамп ОТК и некоторые другие обозначения.
Основные размеры покрышки (Вис), указанные на ее боковине, позволяют находить, приблизительно наружный диаметр D по формуле D = d + 2H, принимая высоту профиля Н равной его ширине В. Точные размеры диаметра и профиля шины приводятся в ГОСТе.
Правила обращения. Применение и эксплуатация автомобильных шин на автомобилях ГАЗ24 «Волга» и УАЗ производятся в соответствии с «Правилами эксплуатации автомобильных шин», утвержденными 20 ноября 1974 г. Правила устанавливают порядок приемки, хранения шин, комплектования шинами автомобилей, правила монтажа, обслуживания и восстановления шин, а также нормы внутреннего давления и гарантийные нормы пробега новых и восстановленных шин.
Приемке в эксплуатацию подлежат шины, не имеющие дефектов и точно соответствующие требованиям ГОСТ и ТУ на шины.
Комплектование шинами автомобилей осуществляется по рекомендациям шинной промышленности на основании технической документации на автомобили с учетом дорожноклиматических условий. В соответствии с этими рекомендациями запрещено устанавливать на колеса одного моста автомобиля шины диагональной и радиальной конструкции совместно, а также шины с разным рисунком протектора.
Покрышки, восстановленные по I группе ремонта, можно применять на всех колесах легковых и грузовых автомобилей без ограничения, а по II группе —на всех колесах грузовых автомобилей и на колесах заднего моста легковых автомобилей.
Заводыизготовители гарантируют пробег шин в пределах норм, указанных в ГОСТ и ТУ на шины для легковых и грузовых автомобилей, в течение 5 лет с момента их изготовления.
Шиновосстановительные предприятия гарантируют пробег покрышек, восстановленных путем наложения протектора, в зависимости от группы восстановления.
Нормы внутреннего давления для шин автомобилей распрост* раняются на новые и отремонтированные шины в течение всего срока их эксплуатации при любых дорожных и климатических условиях. Они должны соблюдаться с точностью ±0,1 кгссм2 для лег | ковых и ±0,2 кгссм2 для грузовых автомобилей (смотреть статью на сайте под номером 7).
Шины любого автомобиля рассчитаны на определенную нагрузку и скорость, поэтому при эксплуатации шин необходимо строго следить за величиной нагрузки автомобиля и давлением в шинах, Следует помнить, что превышение нагрузки сверх допустимой вызывает снижение срока службы шин.
Скорость движения также оказывает серьезное влияние на износ шин. Особенно возрастает износ шин при увеличении скорости свыше 80 кмч. Рекомендуется для снижения износа шин при длительном движении на больших скоростях неекольсмотреть статью на сайте под номером 116. Схема перестановки шин " ко повышать в них давление. 150
Особенно сильно влияет на срок службы шин величина внутреннего давления. Повышение давления вызывает увеличение напряжений в нитях каркаса шины, понижение давления ведет к увеличению прогиба шины и может вызвать кольцевой излом нитей каркаса. В обоих случаях будет наблюдаться повышенный износ протектора шины.
Длительность работы шин зависит от умелого вождения автомобиля. Не следует допускать резкого торможения и трогания с места, буксования колес, движения с. большой скоростью по плохим дорогам и на поворотах.
Передовые водители только за счет умелого вождения увеличивают пробег шин на 15—20%.
В процессе эксплуатации, чтобы увеличитьттробег шин, производят перестановку колес, по схеме, приведенной на смотреть статью на сайте под номером 116. При этом запасная шина используется в перестановке, если ее износ не отличается от износа остальных шин.
Большое внимание необходимо уделять правильному монтажу шин. Основное условие—монтаж ведется только на исправный обод и исправным инструментом.
После монтажа шины следует балансировать динамическим или статическим способом. Динамическая балансировка проводится на специальных станках, статическая — на несложном приспособлении.
Сущность балансировки заключается в устранении дисбаланса шиныпутем навешивания грузика на обод колеса в облегченном месте.
Хранение шин допускается в сухом помещении, защищенном от солнечных лучей. Покрышки должны храниться на стеллажах в вертикальном положении. Камеры хранят в слегка поддутом состоянии на вешалках.
Если автомобиль находится на консервации, шины его должны быть разгружены путем постановки на подставки с вывеской мостов.
Учет эксплуатации автомобильных шин в автотранспортных предприятиях ведется по карточкам на каждую шину. Карточка учета работы автомобильной шины содержит сведения об ее параметрах и об автомобиле, на котором она эксплуатируется. Пробег шины фиксируется в карточке за каждый месяц ответственным по учету работы шин.