Автомобили повышенной проходимости УАЗ469 и другие имеют в трансмиссии разлаточную коробку, которая передает крутящий момент к переднему и заднему ведущим мостам. В раздаточной коробке имеется устройство для включения и выключения переднего моста и дополнительная понижающая передача, позволяющая значительно увеличить крутящий момент на колесах автомобиля. Это необходимо при движении автомобиля в трудных дорожных условиях и при буксировке тяжелого прицепа.
Если автомобиль работает без нагрузки и по дороге с усовершенствованным покрытием, передний мост включать не следует, так как увеличивается износ агрегатов трансмиссии и возрастает расход топлива.
Раздаточная коробка автомобиля УАЗ469 (смотреть статью на сайте под номером 96) имеет ведущий вал , который является ведомым валом коробки передач. На его шлицевом конце установлена подвижная ведущая шестерня 2, которая служит для образования прямой передачи (положение, показанное на смотреть статью на сайте под номером 96) и для включения понижающей передачи. Если шестерню 2 передвинуть влево до зацепления с шестерней промежуточного вала 5, включится понижающая передача.
На шлицах промежуточного вала установлена подвижная шестерня 4 включения переднего моста. Она показана в положении включения, так как зацеплена с шестерней вала 6 привода переднего моста. Чтобы выключить передний мост, шестерню 4 необходимо передвинуть влево по шлицам. В результате шестерня 4 выйдет из зацепления с шестерней вала 6 привода переднего моста, а ее зацепление с шестерней 3 вала привода заднего моста сохранится. Это вызывает при работе раздаточной коробки вращение промежуточного вала 5 и разбрызгивание масла для смазки Подшипников и других вращающихся деталей. .
Картер 7 раздаточной коробки выполнен из чугуна и имеет разъем в плоскости, перпендикулярной осям валов. Выступающие концы валов привода переднего и заднего мостов уплотнены сальниками.
Механизм включения понижающей передачи и переднего моста состоит из виЛок 13, закрепленных подвижно на штоке 12. Вилки входят соответственно в проточки шестерен 2 и 4 и могут перемещаться на штоках с помощью рычагов, закрепленных, в свою очередь, на ползунах 10. Концы ползунов выступают за пределы крышки картера и соединены с управляющими рычагами. Правый рычаг 9 служит для включения привода переднего моста (воздействует на шестерню 4), а левый рычаг 8 управляет включением прямой и понижающей передачей (воздействует на шестерню 2).
Для предохранения трансмиссии от излишних перегрузок гфи включении понижающей передачи, если не включен передний мост, служит блокирующее устройство — стальной шарик . Шарик заложен в канал между ползунами и выполняет ррлъ замка — не позволяет включить понижающую передачу, пока не включен передний мост.
Смазка подвижных деталей раздаточной коробки осуществляется разбрызгиванием из масляной ванны, общей с коробкой передач.
Привод управления раздаточной коробкой на грузовых автомобилях УАЗ (смотреть статью на сайте под номером 97) дистанционного типа и состоит из рычагов 6 и 7, которые установлены справа от места водителя впереди капота двигателя на валах 5 привода. Валы размещены концентрич1 но один в другом на двух опорах и соединены через регулируемые тяги 4, промежуточные рычаги 3 и тяги 2 с соответствующими ползунами механизма переключения раздаточной коробки.
Верхний рычаг в управляет включением переднего моста и имеет два положения: передний мост включен, передний мост выключен. Нижний рычаг 7 включает прямую и понижающую передачи и имеет три положения: прямая передача, нейтраль, понижающая передача.
В нейтральномположении ведущая шестерня раздаточной коробки выходит, из зацепления с ведомым валом и связь ведущего вала с ведомым прерывается, в результате чего крутящий момент к.ведущим мостам передаваться не может.
Особенностью раздаточной коробки на автомобилях УАЗ является то, что понижающая передача в ней может быть включена только после остановки автомобиля и включения переднего моста.