Ведущие мосты автомобиля имеют ведущие колеса и воспринима ют все виды усилий, действующие между колесами и подвеской.
Ведущий мост объединяет в одном агрегате главную передачу, дифференциал и полуоси колес. Если передний ведущий мост имеет управляемые колеса, то их полуоси выполняют расчлененными на две части, соединенные шарнирами равных угловых скоростей.
Главная передача увеличивает крутящий момент и изменяет его направление под прямым углом к продольной оси автомобиля, передавая на дифференциал и обеспечивая плавность и бесшумность работы. Главная передача (смотреть статью на сайте под номером 102) состоит из пары конических шестерен, оси которых пересекаются под углом 90°. Малая ведущая шестерня 5 соединяется с карданным валом, а большая ведомая 2— с коробкой дифференциала и через него с полуосями 6. Такая передача является одинарной и устанавливается на легковых автомобилях и на грузовых производства ГАЗ и УАЗ.
Для уменьшения размеров главной передачи ось ведущей шестерни располагают ниже оси ведомой. В этом случае изменяется форма зубьев и характер зацепления, а сами шестерни становятся более прочными. Такая главная передача называется гипоидной. Она позволяет снизить пол кузова легкового автомобиля и существенно повысить износостойкость шестерён. .
Дифференциал передает крутящий момент от главной передачи к полуосям и позволяет им вращаться с разной скоростью при совершении поворота автомобилем и на неровностях дороги.
На автомобилях применяют шестеренчатые дифференциалы, которые состоят из полуосевых конических шестерен 3, сателлитов 4 и объединяющей их коробки, прикрепленной к ведомой шестерне главной передачи.
На смотреть статью на сайте под номером 102 для упрощения условно не показана коробка: дифференциала. Поэтому для рассмотрения принципа работы дифференциала будем считать, что ось сателлитов установлена в ко робке, закрепленной жестко с ведомой шестерней. 2. Следовательни, при вращении ведомой шестерни 2 главной передачи крутящий момент передается на ось сателлитов, далее через сателлиты 4 на полуосевые шестерни 3 и на полуоси 6.
При движении автомобиля по прямой и ровной дороге задние голоса встречают одинаковое сопротивление и вращаются с одинаковой частотой (смотреть статью на сайте под номером 102, а). Сателлиты вокруг своей оси не вращаются и на оба колеса передаются равные по величине крутящие моменты. Как только условия движения изменяются, например, на"нпается поворот (смотреть статью на сайте под номером 102, б), левая (на рисунке) полуось начиI тег вращаться медленнее, так как колесо, с,которым она связана, гстречает большее сопротивление. Сателлиты приходят во вращение вокруг своей оси, обкатываясь по замедляющейся полуосевой шестерне (левой) и увеличивая частоту вращения правой полуосе| ой шестерни и связанной с ней полуоси и колеса. В результате правое колесо автомобиля ускоряет свое вращение и за время поворота проходит больший путь.
Одновременно с изменением скоростей полуосевых шестерен происходит изменение крутящего момента на колесах. Момент на ускоряющемся колесе падает, но из-за основного свойства дифференциала распределять крутящий момент на левую и правую полуоси одинаково происходит уменьшение суммарного момента на колесах. Этот недостаток межколесного дифференциала отрицательно влияет на проходимость автомобиля и особенно проявляется при движении по бездорожью и скользким дорогам.
Полуоси передают крутящий момент от дифференциала к ступицам ведущих колес. По своей конструкции полуоси делятся на полуразгруженные и полностью разгруженные. Тип полуоси определяется расположением опорного колесного подшипника. Если опорный подшипник размещается на кожухе заднего моста и передает на него изгибающие моменты от всех сил, действующих на колесо, а полуось нагружена только крутящим моментом, то такая полуось считается полностью разгруженной.
При размещении опорного подшипника непосредственно на наружном конце полуоси внутри кожуха заднего моста изгибающие моменты и крутящий момент буДут частично восприниматься полуосью. Такая полуось называется полуразгруженной и применяется преимущественно в ведущих мостах легковых автомобилей, а также на автомобилях УАЗ.
Ведущий задний мост автомобиля ГАЗ24 «Волга» (смотреть статью на сайте под номером 103) Состоит из картера и крышки 3, скрепленных болтами. В картер запрессован и закреплен электрозаклепками правый кожух полуоси. Левый кожух 4 полуоси приварен к крышке 3 картера. В собранном виде крышка с картером образуют балку заднего моста.
Внутри картера заднего моста на конических подшипниках 6 устанавливается коробка 9 дифференциала с закрепленной на ней ведомой конической шестерней 2 главной передачи.
Ведущая шестерня 8 главной передачи^ выполненач как одно целое с валом и установлена на конических подшипниках в картере. Выступающий конец вала имеет шлицы, на которые надет фланец 7, служащий для соединения с карданной передачей.
Зацепление шестерен главной передачигипоидное. Оно обеспечивает снижение шума шестерен во время работы и повышенную прочность зубьев,но требует применения специального гипоидного масла.
^Дифференциал состоит из неразъемной коробки 9, внутри которой установлены две полуосевые конические шестерни. 10 и два са теллита 11 на оси 12.
Полуоси 5 изготовлены как одноцелое с фланцами, к которым крепятся диски колес и тормозные барабаны. Внутренний конец полуоси имеет шлицевую поверхность, которая входит в зацепление с внутренними шлицами полуосевой шестерни 10 дифференциала.
Наружный конец каждой полуоси опирается на шариковый подшипник, запрессованный в кожух полуоси. В подшипник заложена пластичная смазка на весь срок службы. Он удерживается на посадочной поверхности полуоси с помощью зажимного кольца, а герметизация подшипника обеспечивается сальником.
На наружном конце кожуха 4 полуоси болтами закреплен тормозной щит со смонтированным на нем колесным тормозным механизмом.
Легковые автомобили УАЗ469, 469Б являются автомобилями повышенной проходимости, поэтому они снабжены ведущими передним и задним мостами. Основным конструктивным отличием ведущих мостов на автомобилях указанных моделей является применение колесных редукторов в мостах автомобилей УАЗ469, по
ЗВОЛЯЮЩИх увеличить дорожный просвет до.300 мм вместо 220 мм у автомобиля УАЗ469Б. В связи с отмеченным отличием основные детали передних и задних ведущих мостов для обеих моделей автомобилей невзаимозаменяемы.
Задний ведущий мост автомобиля УАЗ469 представляет собой балку, внутри которой размещены главная передача,.дифференциал и полуоси. По концам балки расположены колесные редукторы, увеличивающие крутящий момент и передающие его на ступицы ведущих колес.
Корпуса редукторов одновременно являются опоройдля колесных подшипников. ,
Средняя часть ведущего моста, где расположены главная передача, дифференциал и полуоси, принципиально не отличается от ведущего моста автомобиля ГАЗ24 «Волга». Отличия имеются только в соединении полуосей со ступицами колес, которое выполнено через колесный редуктор.
На смотреть статью на сайте под номером 104 приведена схема колесного редуктора. Ведущая шестерня 3 колесного редуктора установлена на шлицевом конце полуоси и зацеплена с внутренними зубьями ведомой шестерни 4. Последняя соединена с ведомым валом. 6 колесного редуктора, передающим крутящий момент на ступицу колеса 8. Колесо установлено на подшипниках 7 на корпусе 5 редуктора, который, закреплен на кожухе 2 полуоси.
Кожух является частью балки заднего моста.
Конструктивное исполнение колесного редуктора (см. смотреть статью на сайте под номером 105) значительно сложнее, чем показано на схеме, и отличается применением опорных подшипников полуоси, ведомого вала редуктора и ряда других деталей.
Передний ведущий мост автомобиля УАЗ469 по конструкции, средней части балки моста, главной передачи и дифференциала аналогичен заднему ведущему мосту.
Отличительной особенностью переднего моста является конст
рукция привода управляемых передних колес, который,состоит из
карданных шарниров равных угловых скоростей и колесного редук
тора (смотреть статью на сайте под номером 105). Кожух 1 полуоси соединен фланцем с шаровой
опорой 3, на которую с помощью двух шкворней 4 установлен кор
пус 5 шарнира. .
На корпус болтами крепится крышка 0 редуктора, а к крышке цапфа 11 н тормозной щит 12.
Внутри корпуса 5 установлен шариковый шарнир равных, угловых скоростей. Он состоит из двух вилок, причем ведущая вилка выполнена на конце полуоси 2 и соединена с полуосевой шестерней дифференциала, а на конце ведомой видки на шлицах установлена ведущая шестерня 14 колесного редуктора. Ведомая шестерня 13 находится "во внутреннем зацеплении с ведущей шестерней 14 и соединена болтами с валом 7.
На конце вала 7 установлено устройство для отключения переднего колеса, состоящее из зубчатой, муфты 9 и болта 10 включения муфты.