Ведущие мосты автомобиля подвешиваются к его раме или кузову с помощью упругих элементов подвески и во время движения изменяют свое положение относительно рамы. Коробка передач за_креплена на раме неподвижно, поэтому для передачи крутящего момента с ведомого вала коробки на ведущий вал моста устанавливают карданные передачи. В общем случае (смотреть статью на сайте под номером 98) такая.передача устанавливается между коробкой передач и задним мостом 4 и состоит из карданного вала 3 и шарниров 2. Карданные шарниры обеспечивают передачу кругящегб момента между валами, ОСИ которых пересекаются под н шеняющимся углом. В трансмиссий автомобилей применянм жесткие карданные шарниры неравных и равных угловых скоростей.
Карданный шарнир неравных угловых скоростей (смотреть статью на сайте под номером 99, а) состоит из ведущей и
недомой 4 вилок, крестовины 2, на шипы которой надеты игольчатые подшипники 3. Крутящий момент передается от вилки к видке 4 через крестовину 2. При такой конструкции при равномерном вращении вилки ведущего вала угловая скорость ведомой вилки будет изменяться дважды за каждый оборот, увеличиваясь и уменьшаясь. 11оэтому такой шарнир называется шарниром неравных угловых скоростей.
Чтобы устранить неравномерное вращение ведомого вала в карданной передаче, применяют Обычно два шарнира неравных угловых скоростей, располагаемых по концам. карданного вала, (смотреть статью на сайте под номером 98). Тогда неравномерность вращения, возникающая в первом шарнире у ведущего вала, компенсируется неравномерностью вращения второго шарнира и ведомый вал передачи вращается равномерно с угловой скоростью ведущего вала. Такая карданная передача называется двойной.
Неравномерность вращения валов можно устранить применением одинарной карданной передачи с. карданным .шарниром равных угловых скоростей. Подобныешарниры используют, как правило, на автомобилях повышенной проходимости в приводе передних управляемых колес, которые поворачиваются на угол 30—32°.
Шарнир равных угловых скоростей (смотреть статью на сайте под номером 99,6) состоит из двух фасонных кулаков с овальными канавками, куда закладывают ведущие шарики ,3. Для центрирования вилок используются сферические впадины на их внутренних торцах, в которые устанавливается центрирующий шарик 2.
При передаче крутящего момента ведущие шарики располагаются независимо от угловых перемещений вилок в их овальных канавках в плоскости, делящей угол между осями вилок пополам, В результате обе вилки вращаются с одинаковой угловой скоростью.
Карданная передача автомобиля ГАЗ24 «Волга» (смотреть статью на сайте под номером 100)] передает крутящий момент от коробки передач к заднему ведущему мосту 2 и состоит из карданного вала и двух карданных шарниров на его концах.
Вилка 5 ведущего карданного шарнира 6 установлена на шлицах ведомого вала 4 коробки передач подвижно в осевом направлении, что обеспечивает компенсацию изменения расстояния между коробкой передач и задним мостом. Другая вилка карданного шарнира приварена к трубе 7 карданного вала и в сборе с вилкой 5 и соединяющей их крестовиной на подшипниках образует ведущий карданный шарнир.
Карданный шарнир состоит из двух вилок, в проушины 15 которых установлена крестовина 11 с шипами на игольчатых подшипниках. Каждый подшипник состоит из стального . стакана 13 с иголками 14, закрепленного в проушине вилки стопорным кольцом 12. Для защиты подшипника от воды и грязщ.а также удержаня внём смазки имеется резиновый самоподжимный сальник 10. Смазка к подшипникам подается по внутренним каналам крестовины через масленку.
Карданный вал изготавливают из тонкостенной трубы, на концы которой запрессовывают и затем приваривают хвостовики вилок карданных шарниров. После сборки карданного вала его подвергают динамической балансировке, которая преследует цель уменьшить вибрации, возникающие при вращении карданной передачи. Дисбаланс карданнйго вала устраняют приваркой в определенных местах балансировочных пластин 8.
. Карданная передача автомобиля УАЗ469 (смотреть статью на сайте под номером 101) состоит из двух карданных валов 2 и 5, передающих крутящий момент от раздаточной коробки 4 к переднему и заднему 6 ведущим мостам. В качестве карданных шарниров здесь используются жесткие.карданные шарниры неравных угловых скоростей, установленные на концах карданных валов. По конструкции карданные шарниры одинаковы с карданными шарнирами автомобиля ГАЗ24 «Волга».
Передний 2 и задний 5 карданные валы выполнены со шлицевым скользящим соединением 3 (смотреть статью на сайте под номером 101,6), которое служит для компенсации изменений длины карданного вала при езде автомобиля. Это устройство представляет собой шлицевый конец вала 9, на который установлена скользящая вилка 8 с внутренними шлицами и масленкой 10.
Для удержания смазки и предохранения шлицевого соединения от попадания в него воды или пыли хвостовик вилки 8 имеет сальниковое уплотнение 7, а внутренняя полость Со стороны проушин закрыта заглушкой. Сальниковое уплотнение состоит из резинового и войлочного колец, запрессованных в обойму на хвостовике и плотно облегающих цилиндрическую поверхность карданного вала.
Передний .карданный вал выполнен из деталей, отличающихся по диаметру, средняя его часть в месте возможного соприкосновения с двигателем имеет меньший диаметр и сплошное сечение.