Его разборка как наиболее сложного агрегата допускается в случае крайней необходимости. Прежде чем прослушать двигатель, осмотрите его. Проверьте, нет ли течи масла из системы смазки, охлаждающей жидкости — из системы охлаждения и горючего — из системы питания. Затем обратите внимание на крепление выпускных и впускных трубопроводов, поддона картера, масляного и водяного радиаторов, картера маховика, сцепления, водяного насоса, вентилятора, топливных и масляных фильтров, стартера, генератора и т. д.
После внешнего осмотра креплений запускайте двигатель. Прогрейте его до нормальной температуры (70°—80°С), прослушайте работу на различных оборотах. Делается это с помощью стетоскопов, фонендоскопов или металлических стержней. Определяют источник шума на предмет выявления неисправностей. В период эксплуатации увеличиваются зазоры между поршнями и цилиндрами, в коренных и шатунных подшипниках, между коромыслами и стержнями клапанов, между зубьями распределительных шестерен, между опорными шейками распределительного вала и втулками.
Стуки в коренных и шатунных подшипниках прослушиваются в нижней части рубашки охлаждения двигателя при увеличении наггрузки, когда зазор в шатунных или коренных подшипниках составляет 0,15—0,20 мм. Стук в коренных подшипниках глухой, низкого тона, а в шатунных подшипниках более резкий. Обычно стуки в шатунных подшипниках значительно уменьшаются или совсем исчезают при отключении свечи зажигания в данном цилиндре. Эксплуатировать такой двигатель недопустимо. Контроль рекомендуется проводить через 20—25 тыс. км пробега.
Степень износа подшипников коленчатого вала характеризуется давлением масла в двигателе. Стук поршневых пальцев прослушивается в верхней части двигателя. Стук бывает звонкий, металлический. При отключении свечи зажигания, как правило, прекращается.
При увеличении зазора между юбкой поршня и цилиндром стук появляется и прослушивается в области цилиндров — сухой щелкающий— и уменьшается по мере прогрева двигателя. Стуки клапанов прослушиваются в верхней части двигателя. Возникают они при увеличении зазора между коромыслами и стержнями или между толкателями и стержнями клапанов. Стук металлический, ясно выделяется при любых оборотах коленчатого вала. В этом случае следует отрегулировать зазор.
При износе распределительных шестерен шум прослушивается на малых оборотах холостого хода двигателя в его передней части. Шум может также возникнуть при плохой смазке шестерен и даже при осевом перемещении одной из них.
При увеличении зазора между шейками распределительного вала и подшипниками прослушиваются стуки в местах расположения распределительного вала. Стук бывает ровный, среднего тона, похожий на стук шатунного подшипника. У распределительных шестерен он может случиться и изза увеличения осевого зазора, за счет износа.
Каждая из перечисленных неисправностей двигателя, выявленная посредством прослушивания, устраняется пока возможно регулировкой зазоров при техобслуживании. Двигателю проводят текущий, а затем и капитальный ремонт.