Частный грузовик

Частный грузовик

В августовском номере журнала за прошлый год мы рассматривали вопросы, связанные с приобретением грузового автомобиля в частные руки. Продолжая эту тему, поговорим о том, что представляет собой парк отечественных грузовиков, какой машине в тех или иных условиях следует отдать предпочтение.

На Западе главная задача покупателя состоит в том, чтобы сделать правильный, экономически обоснованный выбор среди множества модификаций и моделей. У нас иное дело и вопрос чаще всего один: брать вот этот конкретный автомобиль или не брать? Но все же случается и так, что какие-то варианты есть. В таком случае надо руководствоваться следующими принципами.

Что выгоднее —новый автомобиль или подержанный? Без сомнения, новый.

Это надолго избавит от множества эксплуатационных хлопот, что особенно важно в начальный период развертывания дела. Конечно, разница в стоимости новой и «пожилой» машины порой очень велика, но надо смотреть дальше и иметь в виду, что цена нового автомобиля обычно не превышает 15 % от суммы эксплуатационных затрат за весь срок службы машины.

Какой двигатель —бензиновый или дизельный? Здесь решающим фактором является интенсивность эксплуатации. Чем больше годовой пробег, тем выгоднее дизель. При малых пробегах повышенный топливный «аппетит» бензинового мотора перестает быть решающим фактором.

Какова должна быть грузоподъемность автомобиля или автопоезда? Это впрямую зависит от планируемого объема перевозок, грузооборота. Общий закон транспорта гласит: чем выше грузоподъемность, тем дешевле выполняемая работа. Не зря же выпускают супертанкеры или 200-тонные самосвалы. Но это верно лишь в том случае, когда обеспечен непрерывный фронт работ —без недогруженности и простоев. Короче говоря, если возить песок на «Жигулях», то он станет для вас золотым, но и доставлять клиентам заказанные букеты цветов на КамАЗе —не меньшая глупость.

Для оценки эксплуатационных качеств автомобилей и сравнения моделей существует определенная система критериев. Эффективность использования грузовиков определяется следующими параметрами: грузовместимость, .скоростные свойства, нагрузка на ось, использование массы, безопасность, долговечность, цена, экономичность, надежность, проходимость, удобство использования и запас хода. При этом надо принимать во внимание конкретные условия работы автомобиля, учитывать особенности перевозок, определяемых дорожными, транспортными, климатическими условиями. Коротко поясним суть сказанного.

Дорожные условия характеризуются состоянием и качеством покрытия, обустройством трассы (наличие АЗС, СТО и т. д.), профилем дороги (много ли крутых спусков и подъемов), интенсивностью движения и добросовестной работой дорожной службы.

Под транспортными условиями подразумевается объем перевозок, размеры партии груза, его вид, расстояние перевозки и условия погрузки-разгрузки.

Теперь, ознакомившись немного с теорией, можно приступить к составлению технического задания на выбор марки и модели. Серьезные транспортные фирмы делают это так: оценивают в баллах качества выбираемых машин, сводят результаты в таблицу, суммируют баллы, а затем принимают решение. Разумеется, все это выглядит несколько утопично и адресовано тем, кто покупает новенькое транспортное средство в условиях неограниченного выбора. Нам же следует спуститься с небес на землю.

Чаще всего приходится брать машину «от забора» в каком-нибудь автохозяйстве. Это понятно: предприятие охотно расстается с автомобилем, на который уже никто добровольно не сядет. Ждать его списания невыгодно, а продать —прибыль. Обычно такую машину можно купить за сносную цену. Если вас интересуют не только документы, а предполагается восстановить машину своими силами, надо обратить внимание на распространенность марки, доступность и цену запчастей, объем ремонтных работ, а также критически оценить свои возможности. Может, не стоит связываться?

Если эти задачи покажутся вам разрешимыми, нужно браться за дело.

Чаще всего автомобиль «от забора» —это всего лишь рама, хорошо, если годная. Впрочем, умелые руки частника иногда творят чудеса и в итоге получается вполне приличный автомобиль. Но и к чудотворству надо подходить со смыслом. Если в вашем распоряжении нет валюты, не следует брать импортный грузовик: запчасти очень дороги, найти их трудно, а заменить отечественными не всегда удается. Поступление запчастей по импорту —событие непредсказуемое, живые примеры —известные всем грузовики «Магирус», «Татра», автобусы «Икарус», для которых у нас практически ничего нет. Решаясь на такой шаг, надо трезво оценить свои производственные возможности в плане самостоятельного изготовления деталей или переделки агрегатов с использованием отечественных конструктивных элементов.

Теперь обратимся непосредственно к вопросам эксплуатации.

Использование частного грузовика обходится дорого, несравненно дороже, чем эксплуатация легкового автомобиля. Поэтому большая машина должна непрерывно работать, чтобы приносить доход.

Многие предприниматели покупают грузовики на распродажах армейского оснащения. Как правило, это бортовые автомобили повышенной проходимости с небольшой грузоподъемностью. Покупать их целесообразно только в том случае, если не пугает расход бензина, а ездить придется там, где нет дорог с твердым покрытием.

Из наиболее «прожорливых» выделим «Урал-375Д», ЗИЛ-131, ЗИЛ-157КД, ГАЗ-66. Вот небольшой пример. Если по автомагистрали едет полностью загруженный «Урал-375Д», а следом КамАЗ-53212 с полуприцепом ГКБ-8352, то на перевозку одной тонны полезного груза КамАЗ потребует в пять раз меньше топлива, чем «Урал». С другой же стороны, по раскисшей грунтовой дороге на КамАЗе просто не поедешь. То же можно сказать и о шинах. Покрышки с рисунком протектора повышенной проходимости ходят по асфальту приблизительно в 2 раза меньше обычных, ресурс их редко дотягивает до 40 тысяч километров. Ну, а шины 260—Р на ЗИЛе и КамАЗе или «мазовские» 320—Р в этих условиях должны пройти 85—тыс. км. Но повторимся: использование грузовиков повышенной проходимости целесообразно там, где другие машины работают только в паре с трактором.

Следующая группа машин, которая также активно приватизируется, включает в себя автомобили средней грузоподъемности. Как правило, это бензиновые машины ГАЗ-52, ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, ЗИЛ-431410 и самосвалы на их базе. Использование этих машин целесообразно при небольших годовых пробегах (20—50 тыс. км). Они достаточно универсальны и способны удовлетворить разнообразные транспортные потребности в перевозках относительно некрупного хозяйства. Если возникает необходимость перевозки крупных партий груза, можно арендовать к этой машине прицеп, что приблизительно в полтора раза снизит себестоимость перевозки. Автомобили этой группы составляют сегодня около 70 % всего грузового парка страны.

Возможно, кто-то задумается над приобретением специального автомобиля, то есть такого, на шасси которого смонтирована какая-то установка —компрессор, подъемный кран или что-либо другое. Конечно, покупать бурильную установку для того, чтобы бурить одну водоносную скважину, никто не станет, но ведь услуги такого рода имеют огромный спрос и вполне допустимо заняться именно этим бизнесом. Тем более, что в последнее время индивидуальное строительство волнует очень многих. Спрос на такие работы в вашей местности позволит сделать правильный выбор. К примеру, один подъем груза автокраном стоит сегодня 200 рублей, пробурить один колодец —1000 рублей. И стоимость работ, вероятно, еще будет повышаться.

Если же вы планируете заняться междугородными перевозками грузов, то выбор сведется всего к нескольким маркам, а скорее всего к двум. Это МАЗ и КамАЗ. Заслуживают определенного внимания и ЗИЛ-1ЗЗГЯ, имеющий огромную (6138X2303 мм) бортовую платформу, но, к сожалению, тесную для ночлега кабину, а также КрАЗ-257. Последний —автомобиль для настоящих мужчин, способных выдержать грохот, тряску и полное отсутствие комфорта. Отправляться на нем в длительный рейс —дело чрезвычайно утомительное. Зато есть у него неоспоримое достоинство —безопасность водителя и пассажиров. При лобовом столкновении безопасность обеспечена такая же, как если бы вы ехали на танке.

Об автомобиле КАЗ-608 серьезно говорить просто неприлично. Марка известна своим крайне низким качеством сборки и ненадежностью.

Наиболее простые и дешевые модели в семействе магистральных грузовиков —МАЗ-5335, -53352, -504В, -5429.

Машины надежны, крайне неприхотливы, просты в эксплуатации, не требуют дефицитных эксплуатационных материалов, экономичны. Ввиду их широкой распространенности запчасти к ним также относительно доступны. Самый существенный недостаток —низкий уровень комфорта, который, впрочем, можно повысить, если приложить руки.

Большегрузные автомобили КамАЗ-5320, -53212, -5410, -54112 это наиболее распространенные в своем классе грузовики, надежные, быстроходные, комфортабельные. Большое значение имеет то, что в’стране существует обширная сеть автоцентров «КамАЗ» (около 150), где можно купить за наличный и безналичный расчет практически любую запчасть, получить квалифицированную консультацию, а -кое-где и практическую помощь в ремонте. Заметим, что на наших дорогах еще долго не будет нормальных условий для ночлега: кемпингов, дешевых гостиниц, мотелей с охраняемыми стоянками. Поэтому к достоинству КамАЗов отнесем еще и то, что в этих машинах водитель может сносно переночевать, а если кабина оборудована спальным местом —то и со сменщиком.

Наиболее производительные и мощные автомобили для междугородных перевозок —МАЗ-6422 и -5432 с полуприцепами МАЗ-9398 и -9397. Высокие тягово-динамические качества и хорошая топливная экономичность новых МАЗов обеспечиваются двигателями ЯМЗ-238ПМ и ЯМЗ-238РМ с турбонаддувом, 8-сту-пенчатой коробкой передач, улучшенной аэродинамикой всего автопоезда. Комфортабельность, хорошая эргономика несравнимы с теми же армейскими машинами. Нельзя не отметить регулируемый наклон рулевой колонки, наличие двух спальных мест, панорамное ветровое стекло. Конечно, цена этих машин немалая, но если вы затеяли серьезное дело, размениваться не стоит. Вспомните пословицу: «скупой платит дважды».

И еще. Следует иметь в виду, что грузовик могут угнать так же запросто, как, например, «Жигули». Подобрать ключ к замку зажигания —пара пустяков, набор их традиционно очень скуден. Достаточно иметь по два-три ключа от каждой марки, чтобы открыть и завести любую машину. Кроме того, замки на грузовиках через год-два зачастую можно открыть простым гвоздем. Наиболее уязвима машина с дизельным двигателем: для пуска надо просто подтолкнуть ее каким-нибудь самосвалом. И не нужно подбирать ключ к замку. Вот пара советов, как защититься от угонщиков. Если на машине стоят тормозные камеры с энергоаккумуляторами, перед долгой стоянкой можно выпустить воздух из ресиверов —столкнуть ее будет невозможно. Неплохо также предусмотреть перекрытие подачи топлива краником, расположенным в потайном месте.

В заключение еще раз обращаем внимание на то, что приобретение грузовика, его эксплуатация —дело хлопотное. Конкуренты вынудят посвятить ему все свободное время. Ибо грузовой автомобиль —это прежде всего способ заработать себе на хлеб. Если решаетесь на это —желаем удачи.

Добавить комментарий