Любая автомобильная фирма имеет систему создания новых моделей. Как правило, она включает процесс исследования и детальную разработку рыночной концепции будущих автомобилей, постройку так называемых «концепт-каров» —ходовых экспериментально-исследовательских образцов, которые демонстрируют специалистам и широкой публике (на выставках, салонах) технические идеи и решения, опережающие время, разработки на перспективу механической части машин или их стиль. Если через год-другой черты таких экспериментальных автомобилей угадываются в серийной продукции, значит «концепты» свою роль выполнили.
Наряду с нашими автозаводами экспериментальные образцы будущего создают и в Научно-исследовательском автомобильном институте (НАМИ). НАМИ —последовательный разработчик идеи практичного и функционального легкового автомобиля. С конца 40-х годов институтом проработано несколько направлений в создании рациональной конструкции машины. Последнее —переднеприводное семейство «Дебют» —«Компакт».
Первым автомобилем семейства стал в 1987 году «Дебют-I», а затем уже по программе «Экологически чистый и высокоскоростной транспорт» НАМИ построил два «концепта» —«Дебют-II» и «Компакт-1». И вот спустя три года появляется грузо-пассажирский вариант «Компакта» под названием «Компи». Оговоримся, автомобиль не серийный, единственной реально производственной привязкой был использованный специалистами НАМИ силовой агрегат «Таврии». Идеология компактной и рациональной компоновки позволила конструкторам при длине автомобиля 3600 мм (на 1 10 мм короче «Таврии») получить пятиместный кузов с достаточно комфортной посадкой и вместительным багажником. Кроме этого, возможности внутренней трансформации позволили видоизменять планировку салона. В частности, передние сиденья поворачиваются вокруг своей оси, облегчая посадку и выход, а также дают пассажирам возможность на остановках развернуться и сесть лицом друг к другу.
Ширина кузова (1560 мм) минимальна для размещения на заднем сиденье трех пассажиров. А если один из них плотного телосложения? В этом случае для удобства среднюю часть сиденья можно выдвинуть несколько вперед. Решение неординарное и в мировой практике встречается впервые.
Вообще необычного в этом автомобиле немало. Правда, особенности конструкции «Компи» нашим читателям известны по модели «Компакт-Т». Это и пневматическая подвеска с автоматической регулировкой дорожного просвета и возможностью по собственному усмотрению изменять его. И силовой агрегат, подвешенный посредством двух опор (которые лежат на одной из осей его инерции) и вертикальной реактивной тяги. Но главное,’ пожалуй, заключено в конструкции трансформируемого модульного кузова обновленной модели. Наверное, многие не отказались бы от автомобиля, в салоне которого комфортно пятерым пассажирам, достаточно места для перевозки холодильника и стройматериалов.
Попытка создать подобную конструкцию лёгкотрансформируемого кузова не нова. В начале 70-х такой «концепт» создает «Форд», но не доводит до серии. В середине 80-х «Ниссан» выходит на американский рынок с моделью «ЕИксА» (трансформируемый пикап). При помощи сменных модулей он легко превращался в двухместное купе или универсал. В принципе, трансформация кузова «Компи» схожа с «Ниссаном», за исключением того, что в его гамме отсутствует спортивное купе, но зато имеются четыре коммерческие модификации, рассчитанные на перевозку различных грузов. Так, багажное отделение «Компи» варьируется по объему от 0,75 до 1,8 м3.
Однако у этой машины есть и недостатки, присущие, правда, всем модульным конструкциям со сменными элементами —для хранения последних нужно специальное помещение или гараж.
Кроме оригинальной конструкции кузова, «Компи» обладает неплохими эксплуатационными характеристиками. 1,1-литровый двигатель от «Таврии», малая масса и низкий коэффициент аэродинамического сопротивления позволяют автомобилю развивать максимальную скорость 155 км/ч. К тому же он довольно экономичен: расход топлива при езде со скоростью 90 км/ч составляет 4,0 л, а в городском цикле —6,0 л на 100 км.
Несколько слов о стиле и художественных качествах «Компи». В целом он выглядит современно и имеет свое лицо. Вместе с тем, в его форме проявляется некоторое несоответствие выбранного «аэродинамического стиля» и утилитарного назначения автомобиля. Эти несоответствия —во множестве деталей: характере оформления боковины (она слишком тяжеловесна), излишне вольном «раскрое» разъемами поверхности передней части и сложной для такого маленького автомобиля пластике переднего бампера и светотехники. И главное, дизайн не отражает основное качество —трансформируемости кузова, модульность его элементов. Этот просчет обидный, но исправимый, как и все указанные недостатки,—ведь не будем забывать, перед нами экспериментальный образец, а не серийная продукция.
Сегодня экономическое существование НАМИ находится в зависимости от финансирования его разработок. Условия выживания становятся все более жесткими, требуется самостоятельность и активность. Прошла пора «засекречивания» концепций. Наступило испытание общественным мнением, ведь по результатам «салонных» испытаний находятся спонсоры, принимаются решения о внедрении «моделей будущего» в производство и способах продвижения их к потребителю. Коллектив института действует. Сделаны деловые предложения Ижевскому автомобильному заводу, налажено тесное сотрудничество с ЗАЗом, и «Компи» вполне реально может стать одним из прототипов новой «Таврии». В конце 1992 года «Компи» был выставлен в автомобильном салоне в итальянском городе Болонья.
Успех автомобиля превзошел ожидания. Вопросы итальянцев, где и когда можно будет его купить, а также предложение от знаменитого автомобильного дизайнера Д. Джуджаро участвовать в нынешнем автосалоне в Генуе, говорят сами за себя.
Естественно, перед тем, как стать на конвейер, внешность «Компи» откорректируется —проработка машины пока еще «сыровата», да и требования производства наложат свой отпечаток. Будем надеяться, что найдется производитель (желательно отечественный), вопросы «где?» и «когда?» отпадут, неизменным останется выбранное НАМИ направление на компактный, рациональный и массовый автомобиль.