Для автомобильных шин применяют колеса с ободьями двух основных видов — глубоким и плоским.
Глубокий неразборный обод имеют колеса всех легковых автомобилей и построенных на их базе легких грузовых автомобилей. Глубокий обод имеет углубление — ручей.6 (см. смотреть статью под номером 2, б), в который вводят часть борта покрышки в начале ее монтажа, в то время как противоположную часть этого борта постепенно натягивают монтажными.лопатками на обод через его закраину.
Смонтированная шина удерживается на полках глубокого обода под действием давления сжатого воздуха, расширяющего (разводящего) борта покрышки и плотно прижимающего их к закраинам обода.
Глубокий обод для шин легковых автомобилей крепится к центральной части — диску колеса на заклепках или сваркой. Для бескамерных шин легковых автомобилей необходим обод, прикрепленный к диску сваркой, как более герметичный.
Полки глубокого обода для легковых шин могут быть цилиндрическими (устаревшая конструкция) и наклонными — коническими с углом наклона 5°.
Глубокий обод с конструктивными изменениями также применяют для бескамерных шин грузовых автомобилей с размерами профиля до 300 мм или 11,00 включительно; такой обод имеет закраины меньшей высоты и больший угол наклона полок, равный 15° (смотреть статью под номером 13, ж), в сравнении с глубоким ободом для шин легковых автомобилей. Демонтаж и монтаж бескамерных шин грузовых автомобилей на глубокий обод очень затруднителен, поэтому выполняют его только на специальном станке.
Плоский обод. Камерные шины всех размеров и бескамерные с размерами 320—508 (12,00—20) и выше для автобусов, грузовых автомобилей и прицепов монтируют на плоские ободья. Монтаж этих шин на плоский обод более прост, чем на глубокий, так как не требует больших усилий.
Плоские ободья различают — разборные, разъемные и съемные. На некоторых отечественных автомобилях и прицепах применяют плоские разборные ободья устаревшей конструкции: с одним и двумя съемными неразрезными бортовыми кольцами (закраинами) и разрезным замочным кольцом, а также с одним съемным разрезным бортовым кольцом (смотреть статью под номером 13, а, б, в); полки этих ободьев — цилиндрические.
Плоские разборные ободья новой конструкции являются уширенными, имеют конические полки с утлом наклона 5°, выпускаются по ГОСТ 10409—63 следующих трех типов: I — двухкомпонентный с разрезным бортовым кольцом; II — трехкомпонентиый с неразрезным бортовым и разрезным замочным кольцами; III— полуглубокий двухкомпонентный с неразрезным бортовым кольцом (смотреть статью под номером 13, г, д, е). Бортовые кольца ободьев I и III типов выполнены так, что они одновременно являются полками; в ободе II типа замочное кольцо также служит одновременно полкой обода. Конструкция этих ободьев обеспечивает большую плотность посадки шин новых конструкций на ободе, увеличение срока службы шин и ободьев, повышение боковой устойчивости автомобилей.
Для бескамерных шин грузовых автомобилей с размерами 320— 508 (12,00—20) и выше применяют плоские разборные уширенные герметичные ободья с коническими полками, имеющие резиновые уплотняющие кольца.
Для шин с регулируемым давлением воздуха размером 12,00—18 применяют плоский разъемный обод с распорным кольцом (смотреть статью под номером 13, з), которое устанавливают на ободе между бортами шины, чтобы предотвратить их смещение при работе шины на пониженном давлении воздуха. Для бескамерных шин такой обод имеет еще резиновые уплотняющие кольца. Этот обод состоит из двух несимметричных половин, соединяемых болтами.
Плоские разборные ободья для арочных бескамерных шин имеют большую посадочную ширину, соответствующую ширине профиля шины, устройства для надежного зажима бортов с двух сторон (смотреть статью под номером 13, и) и резиновые уплотнения, обеспечивающие герметичность ободьев.
Колеса, имеющие ободья, соединенные с центральной частью диском в одно целое (сваркой или заклепками), называются дисковыми.
Некоторые грузовые автомобили большой грузоподъемности (например, КрАЗ222) и автобусы (например, Икарус) имеют бездисковые колеса со съемным плоским поперечно разборным ободом (смотреть статью под номером 14, а), состоящим из трех частей. Обод такого колеса надевают на металлические спицы бездисковой ступицы (смотреть статью под номером 14, б) колеса и крепят болтами. Монтаж и демонтаж шин с бездисковых колес значительно легче, чем с дисковых колес, имеющих плоские разборные ободья.
Ободья колес для шин характеризуют условными обозначениями следующих размеров: посадочного диаметра D (соответствующего посадочному или внутреннему диаметру шины), ширины В и высоты h бортовой закраины (см. смотреть статью под номером 13, а).
Отечественные легковые автомобили имеют колеса со следующими посадочными диаметрами обода: 380 мм или 15", 355 мм или 14", 330 мм или 13", а также 16" (на устаревших конструкциях автомобилей) .
Для конструкции ободьев колес легковых автомобилей характерна тенденция уменьшения со временем посадочного диаметра (с 17 до 13") и увеличения ширины обода, что обеспечивает повышение некоторых эксплуатационных качеств автомобилей и пробегов шин в условиях усовершенствованных дорог и высоких скоростей движения.
Увеличение ширины обода колеса на 25 мм повышает боковую устойчивость шины на 10—15% и срок службы протектора на 15—20%, но несколько (на 5—10%) снижает амортизирующую способность шины.
Колеса грузовых автомобилей, прицепов и автобусов имеют посадочный диаметр обода 508 мм или 20" и редко 457 мм или 18" и 381 мм или 15"; автомобили особо большой грузоподъемности МАЗ525 и МАЗ530 имеют посадочный диаметр обода 813 мм или 32", автомобили БелАЗ548 — 833 мм или 33".
Диаметр глубокого обода колес для опытных грузовых бескамерных шин равен 22,4" (шины размера 260—22,5).
Профили ободьев и крепление колес легковых автомобилей, а также грузовых автомобилей общего назначения, автобусов, автомобильных прицепов с камерными шинами постоянного давления стандартизированы (ГОСТ 10408—63 и ГОСТ 10409—63). Стандартами установлены типы и размеры ободьев колес легковых и грузовых автомобилей, а также основные технические требования, которым должны соответствовать ободья (расположение отверстий для вентилей на ободьях, расстояние между осями шин сдвоенных колес с учетом применения цепей противоскольжения и без них, крепление одинарных и сдвоенных дисковых и бездисковых колес, детали крепления колес, нормы допускаемого радиального и осевого биения обода в сборе, маркировка ободьев и др.).
Стандартное условное обозначение обода включает: ширину и высоту закраины обода и через тире — посадочный диаметр обода. При этом обозначение обода дается в миллиметрах и в дюймах (в скобках). Старое обозначение ободьев не включает посадочного диаметра обода и дается в дюймах.
Обозначение ширины и высоты закраины обода состоит из цифр и латинских (применявшихся ранее) или русских букв, а также только из цифр. Численные значения буквенных (латинских) обозначений высоты закраины ободьев колес автомобилей приведены в смотреть статью под номером 4. Например, обозначение глубокого обода колес автомобиля ГАЗ21 «Волга» 127К330 (5К15) означает, что посадочная ширина обода равна 127 мм или 5", высота закраины К равна 19,5 мм или 0,77", диаметр обода равен 330 мм или 15".
Обозначение плоского обода колес автомобиля ГАЗ53 165Б— 508 (6,5Б—20) означает, что ширина обода равна 165 мм или 6,5", высота закраины Б равна 33 мм и диаметр обода равен 508 мм или 20".
Обозначение плоского обода колес автомобиля ЗИЛ130 — 178—508 (7,0—20) означает, что посадочная ширина обода равна 178 мм или 7", а диаметр — 508 мм или 20".
Плоские ободья с цилиндрическими полками устаревшей конструкции имеют обозначения: 5,00 S; 6,00 Т; 7,33 V; 8,37 V.
Русские буквы, обозначающие высоту 1 закраин новых конструкций плоских ободьев, имеют значения: А — 28 мм; Б — 33 мм; В — 43 мм.
Обод с одним и тем же посадочным диаметром имеет в зависимости от размера профиля шины различную посадочную ширину.
Ободья новых конструкций (ГОСТ 10409—63) имеют маркировку, которую наносят на внутренней, обращенной к шине поверхности обода около вентильного отверстия; на обращенной к шине поверхности разрезного и неразрезного бортовых колец и на наружной видимой поверхности смонтированного на обод замочного кольца.
В маркировке указывают: условное обозначение обода, товарный знак заводаизготовителя, месяц и год изготовления. Например, 6,5Б20, ГАЗ170, это означает, что обод условного обозначения 165Б—508 (6,5Б—20) изготовлен Горьковским автомобильным заводом в январе 1970 г.
Со временем значительно возросла величина отношения ширины обода к ширине профиля шины с 0,54 в 1926 г. до 0,64 в 1936 г. и для шин современных автомобилей эта величина стала равна 0,73, для арочных шин это отношение равно 0,9—1,0, а для широкопрофильных — 0,75—0,85.