Генератор является основным источником электрической энергии на автомобиле и служит для подзаряда аккумуляторной батареи и питания всех потребителей при работе двигателя. На изучаемые автомобили устанавливают трехфазные генераторы переменного тока типа Г250, имеющие выпрямительный блок из шести кремниевых диодов. Мощность генератора 350 Вт при рабочем напряжении 13,0—15,0 В. Номинальная сила тока генератора 28 А.
Генератор (смотреть статью на сайте под номером 52) состоит из статора, ротора, двух алюминиевых крышек, выпрямительного блока диодов и шкива с крыльчаткой. На зубцах 8 (смотреть статью на сайте под номером 53) стального сердечника 9 статора закреплена обмотка 7, состоящая из 18 катушек. Обмотка статора распределена на три фазы (смотреть статью на сайте под номером 54). Каждая фаза имеет шесть последовательно соединенных катушек.
Сердечник 9 (см. смотреть статью на сайте под номером 53) статора набран из стальных пластин, изолированных друг от друга лаком, что уменьшает нагрев сердечника вихревыми токами. На вал 6 ротора напрессованы два стальных наконечника 4, имеющих по шесть зубцов. Наконечник одной половины ротора имеет северный магнитный полюс N, а наконечник другой половины— южный 5. Между наконечниками установлена стальная втулка 12 (см. смотреть статью на сайте под номером 52), а на ней обмотка возбуждения 5 (см. смотреть статью на сайте под номером 53), концы которой припаяны к двум латунным контактным кольцам . Оба кольца изолированы от вала пластмассовыми втулками. Ротор вращается в двух шариковых подшипниках, запрессованных в крышках и 14 (см. смотреть статью на сайте под номером 52). Подшипники смазываются при сборке. Две графитовые щетки 5 установлены в пластмассовом щеткодержателе 6 и прижимаются к контактным кольцам 4 пружинами 7. Одна щетка соединена с корпусом, а другая, изолированная от корпуса, присоединена к зажиму Ш. На крышке имеются два зажима: зажим «—» представляет собою винт, ввернутый в крышку; зажим «f» является болтом, изолированным от крышки. Оба зажима соединены с контактными пластинами 5 (см. смотреть статью на сайте под номером 54) и 10 выпрямительного блока. Охлаждение обмоток, диодов и подшипников генератора осуществляется воздушным потоком, создаваемым крыльчаткой шкива 13 (см. смотреть статью на сайте под номером 52).
Выпрямительный блок 7 (см. смотреть статью на сайте под номером 54) генератора (ВБГ1) состоит из шести кремниевых диодов 6, распределенных в три секции 9. В каждой секции внутри алюминиевого цилиндра заложены по два кремниевых диода 6", залитых для герметизации специальной пастой. Ребра цилиндра секции обеспечивают охлаждение диодов. Все три секции 9 диодов закреплены на пластмассовом основании. К зажимам 8 трех секций диодов подключается обмотка 4 статора.
Транзистор ТЬ откроется, и от генератора или аккумуляторной батареи будет проходить ток в обмотку возбуждения генератора. Путь тока в цепи возбуждения генератора: плюс батареи или генератора — выключатель ВЗ зажигания — зажим «+» регулятора — диод ДЗ — эмиттер — база — коллектор транзистора TS— з.зжимы Ш регулятора и генератора — обмотка ОВ возбуждения генератора — Минус батареи или генератора.
В цепи обмотки возбуждения генератора будет проходить ток большой силы, а следовательно, будет сильным и магнитный поток ротора генератора. Поэтому в обмотке статора будет индуктироваться э. д. с. большой величины. В результате повысится напряжение генератора и, когда оно станет выше напряжения аккумуляторной батареи, генератор будет подзаряжать батарею и питать обмотку возбуждения генератора, регулятор напряжения и потребители.
Второй режим. Напряжение генератора больше регулируемой величин ы. Под действием повышенного напряжения генератора произойдет «пробой» стабилитрона Д1. Его сопротивление резко уменьшится и через него будет проходить ток в цепи управления транзистора 77. Транзистор 77 откроется, а так как сопротивление транзистора в открытом с< стоянии будет очень малой величины, то он вызовет замыкание базы транзистора Т2 на плюс генератора. Следовательно, эмиттер и база транзистора Т2 бу1 ,т соединены с плюсом генератора. Поэтому транзистор Т2 закроется и прервет ц;пь тока управления транзистора ТЗ, что вызовет его закрытие.
При закрытом транзисторе ТЗ ток в цепи возбуждения генератора будет проходить через дополнительный резистор R5. Сила тока в цепи возбуждения уменьшится, а поэтому ослабнет магнитный поток ротора генератора и напряжение, генератора понизится. Стабилитрон Д1 восстанавливается, т. е. вновь переходит в непроводящее состояние, что прекратит движение тока в цепи управления транзистора 77. Следовательно, произойдет закрытие транзистора 77, а вслед за ним откроются транзистор Т2, а затем транзистор ТЗ.
При работе регулятора периодически повторяются открытие и закрытие транзисторов, в результате чего в цепь обмотки возбуждения то включается, то выключается дополнительный резистор R5. Поэтому напряжение генератора будет поддерживаться в пределах необходимой величины (см. смотреть статью на сайте под номером 5).
Все остальные элементы схемы регулятора (диоды, резисторы, дроссель) необходимы для улучшения работы и защиты транзисторов регулятора от пробоя.