Первая проблема, с которой столкнется владелец иномарки, проехав несколько тысяч километров,—где найти масляный или воздушный фильтр. Некоторых выручит «жигулевский» фильтр. Другим повезет меньше: отечественный узел не подойдет, но в комиссионном магазине удастся купить фильтр подходящего размера, правда, раз в 10—дороже «жигулевского». Третьим совсем не повезет: или резьба под фильтр не та, или габариты не совпадут.
Решить эту проблему помогут рекомендации сотрудника фирмы «Иномотор» А. ХРУЛЕВА.
На многих моторах используются неразборные фильтры масла, по конструкции аналогичные «жигулевскому». Такие фильтры имеют дюймовую резьбу диаметром 3/4 с шагом 16Н (16 ниток на дюйм) и близкие к «жигулевскому» наружные размеры.
Фильтры BA3-210S подходят для многих моделей «Форда», в том числе больших («Торус», «Краун Виктория», «Таун-кар», ЛТД и др.), «Тойоты» («Спринтер», «Марк», «Чейзер», «Краун», «Корона», «Королла»), «Ауди» и «Фольксвагена» («Ауди-80», -100, «Фольксваген-Каравелла» и др.), «Волво-345», -360, -240, -740, -760 и многих других. Если «жигулевский» фильтр не подходит, то выбрать правильное решение можно только с учетом условий эксплуатации. При годовом пробеге не больше 10—000 км попытайтесь купить подходящий фильтр в магазинах; при пробеге 40—000 км в год искать фильтр каждые два-три месяца хлопотно, а покупать накладно. Нужен другой выход.
Самый простой случай, если «жигулевский» фильтр подходит по габариту, но не совпадает по резьбе. Измерив резьбу штуцера в блоке цилиндров, изготовьте новый с резьбой 3/4" – 16Н. Такая ситуация характерна для многих моделей «Мазды» (резьба штуцера М20Х1.5) и «Хонды» (М22Х1.5). Можно и не делать новый штуцер, достаточно нарезать новую резьбу на части его длины.
Другое дело, если «жигулевский» фильтр (ВАЗ-2105) оказался велик (чаще всего по диаметру). Здесь уже не так важно, какая резьба на штуцере, все равно нужен переходник. Иногда достаточно отодвинуть фильтр от фланца блока на 40…50 мм (рис. 2). Сделать это можно, изготовив переходник с новым, длинным штуцером (старый не используется) или со штуцером, который навернется на старый. Пример первого варианта на рис. 2, а —переходник для «Ниссана-Сан-ни» 1984 года, второго«Опель-Омега» (1989) и «Мицубиси-Мираж» (1984). На последнем штуцер отлит заодно с фланцем на передней крышке двигателя и имеет резьбу М20Х 1,5, поэтому первый вариант здесь вообще не годится. На «Мицубиси-Галант» (1983) конструкция аналогична, но фланец со штуцером крепится к блоку болтами. Его можно снять и нарезать другую резьбу, но этот способ гораздо сложнее, так как найти плашку с резьбой 3/4"—Н едва ли удастся. Придется приварить к тыльной стороне фланца алюминиевую втулку, просверлить в ней центровое отверстие и в центрах на токарном станке нарезать на штуцере новую резьбу. Если резьба на штуцере М20Х1.5, а переходник сделать сложно (двигатели «Мицуби-си», некоторые моторы «Кадиллак»), то можно нарезать другую резьбу в фильтре метчиком М20Х1.5. Однако этот способ мы не рекомендуем. После нарезания резьбы трудно удалить стружку, если она оказалась внутри фильтра, а попав в двигатель, стружка может натворить бед.
Еще сложнее случай, когда нужно сместить ось фильтра относительно оси штуцера. Характерный пример —«Олдсмобил-Катлас-Сьерра» (1964) и его «двойник» —«Понтиак-6000», где «жигулевскому» фильтру мешают кронштейн генератора (сбоку) и элементы подвески (снизу). Здесь уже понадобится непростой и далеко не дешевый «агрегат», так что сначала подумайте, стоит ли игра свеч. То же самое можно сказать и о случаях, когда ось фильтра нужно повернуть на некоторый угол. На «Ниссане-Санни» (1982) сверху мешает впускной коллектор, требуется повернуть ось фильтра книзу.
На многих автомобилях («Мерседес-Бенц», БМВ) установлены разборные фильтры со сменными элементами. По конструкции они похожи на узлы «Москвича» или «Волги»: к основанию длинным болтом притянут стакан с фильтрующим элементом (рис. 4). Переделка под «жигулевский» фильтр заключается в изготовлении специального переходника и болта-штуцера. На рис. 4 представлены конструкции переходников для двигателей Ml 10 и Ml 15, установленных на «мерсе-десах-280» и -230 выпуска прошлых лет. Для двигателя М123 («Мерседес-Бенц-250») переходник аналогичен детали для Ml 15, однако потребуется еще толстая (5 мм) алюминиевая прокладка между основанием фильтра и блоком цилиндров (иначе фильтр -2105 не завернуть).
«Жигулевский» фильтр применяется также в топливных системах с механическим или электронным впрыском. Зачастую штатный фильтр найти не удается, а с загрязненным элементом топливная система не работает (что характерно для механических систем впрыска «Бош», установленных на многих европейских автомобилях). Временный выход из положения —изготовить переходник со штуцерами для фильтра, подключить его в топливную магистраль и закрепить на кронштейне в нужном месте. Следует иметь в виду, что в механических системах впрыска (типа «Бош») рабочее давление 0,6 МПа (6 кгс/см), а при засорении распределителя топлива давление может возрасти до 1,0…1,2 МПа (10—12 кгс/см"). Поэтому фильтр с переходником можно поставить только перед топливным насосом (между баком и насосом). В электронных системах давление впрыска невелико (обычно 0,25 МПа/2,5 кгс/см’), и такой фильтр можно установить вместо штатного.
Теперь посмотрим, как выйти из положения, когда засорен элемент воздушного фильтра, а новый достать не удается. Чаще всего эти фильтры у иномарок выполнены так же, как «жигулевские»: между двумя плоскими кольцевыми основаниями вклеен картон, собранный гофрами, а для жесткости с внутренней стороны в основания вклеен сетчатый каркас. Как правило, «жигулевский» элемент фильтра не подходит по высоте (он больше) или по диаметру (он меньше). Случаи, когда он подойдет, крайне редки (например, на «Ниссане-Санни» 1982—гг., если оторвать резиновые кольца от оснований и из них склеить дополнительное уплотнительное кольцо для крышки корпуса фильтра).
Чтобы отремонтировать воздушный фильтр иномарки, ножовкой распиливаем старый картон рядом с основаниями и снимаем его. Отверткой или стамеской аккуратно удаляем клей с оснований и отделяем одно из них от каркаса. Измерив высоту каркаса, аккуратно подрезаем ножовкой картон «жигулевского» фильтра у его оснований до нужной высоты. Собираем фильтр с новой сердцевиной, чтобы убедиться, что все детали хорошо стыкуются. Снова разбираем, заливаем основание (то, на котором каркас) полиэфирной шпатлевкой, вставляем в него картон. Связываем картон по окружности нитками, изолентой и т. п., тогда он не разойдется в стороны. Заливаем шпатлевкой второе основание и собираем фильтр. На верхнее основание следует положить плоский груз и подождать, пока шпатлевка застынет.
Как видите, технология проста: новый фильтр можно сделать за 1,5—часа. Помните только, что для некоторых машин одного «жигулевского» может не хватить, придется использовать картон от двух фильтров, склеив вставки нитроцеллюлозным клеем. После сборки края картона на основаниях должны вдавиться в шпатлевку, а не повиснуть в воздухе, иначе фильтр будет пропускать крупные частицы. Не пользуйтесь эпоксидной смолой: она течет и долго твердеет (чтобы склеить второе основание, придется ждать, пока смола застынет в первом), пропитывает картон, уменьшая объем фильтра, и вдобавок с трудом отделяется от оснований при повторном ремонте.
Мы рассмотрели наиболее характерные примеры приспосабливания отечественных фильтров к иностранным машинам. Уверены, что актуальность этой проблемы будет возрастать с увеличением ввоза автомобилей в страны СНГ. К сожалению, фирма «Иномотор» не в состоянии выслать техдокументацию всем желающим, однако готова помочь представителям промышленности, заинтересованным, например, в налаживании мелкосерийного производства различных переходников и в решении других вопросов, связанных с производством оборудования и деталей для двигателей иномарок.