Украина первой в СНГ приняла Закон о дорожном движении. Вспомним, проект такого закона рассматривался и долго согласовывался еще в комиссиях Верховного Совета СССР, но так и не был принят. И вот украинские законодатели, демонстрируя новый, цивилизованный подход к автомобильной жизни, решают острейшую проблему безопасности дорожного движения на государственном уровне. Теперь правопорядок на дорогах Украины входит в сферу национальных интересов.
Законом определены права и обязанности всех участников движения, дорожных и транспортных организаций, властных структур (от президента до исполнителей на местах). Четко изложены требования к проведению дорожных работ, порядок компенсации ущерба владельцам транспортных средств, если авария произошла по вине дорожников. Предусматривается подготовка водителей категорий А и В в стенах общеобразовательной школы. Получил аттестат —можешь идти в ГАИ и сдавать экзамены на водительское удостоверение. Украинский закон лаконичен и оговаривает только основные положения. Остальное будет изложено в 35 подзаконных актах, которые (в том числе и новые Правила дорожного движения) утверждаются на государственном уровне.
Много разногласий при обсуждении Закона вызвал… правый руль. Статью о его праве на жизнь в наших условиях .утверждали последней после бурных парламентских дебатов. Позиция ГАИ была жесткой: запретить ввоз и регистрацию таких «японцев», а все эксплуатируемые переоборудовать в течение года. После жарких споров пришли к единому мнению: на зарегистрированных автомобилях можно ездить без переделки до полного износа. А ввоз и регистрацию с 1 января 1993 года запретить.
Решено также (после утверждения соответствующих актов, разработанных Министерством транспорта) проводить сертификацию всех ввозимых на Украину транспортных средств —этим займутся созданный научно-исследовательский центр БДД, КрАЗ и ЗАЗ.
По новому Закону администрация автотранспортного предприятия любой формы собственности должна будет заботиться о питании водителя в рабочее время. Кроме того, предусмотрена забота о здоровье представителей этой тяжелой профессии: при численности водителей 100 и более предприятие должно создавать ведомственные медпункты, а если водителей меньше —платить за их обслуживание ближайшей поликлинике. Специалист по БД обязателен на предприятии, где работает не менее 50 водителей, а там, где их более 500, необходимо создавать службу БД.
Правила дорожного движения, как уже было сказано, на Украине перестают быть единственным документом, регулирующим правопорядок на дорогах, и переходят в разряд подзаконных актов. В украинских правилах, в отличие от бывших всесоюзных, будут усилены статьи, гарантирующие безопасность пешеходов, как наименее защищенных участников дорожного движения. Расширится раздел основных понятий и терминов, вводятся новые дорожные знаки.
В перечне подзаконных актов названы и Правила учета ДТП. В них, например, погибшим в аварии предлагается считать умершего в течение 30 дней, а не недели, как принято сейчас. Раненым будет считаться любой человек, получивший при ДТП телесное повреждение независимо от тяжести последствий. Естественно, печальная статистика станет ближе к реальности.
Постепенно в рамках проекта реализации Закона о дорожном движении на Украине планируют отказаться от технического паспорта на транспортное средство, заменив его регистрационным свидетельством. Удостоверение водителя и регистрационное свидетельство по виду станут ближе к европейским: это будут двусторонние ламинированные карточки с цветным фото владельца. Заполнит их компьютер, продублировав украинское написание фамилии, имени и места жительства владельца латинскими буквами.
Национальные знаки отличия, как видно на фото, получит и украинская милиция. Что ж, у нее важная и трудная задача —следить за порядком в новом государстве.