Три “японца” и ЛАДА

Три "японца" и ЛАДА

Зачем платить большие деньги за иномарку, чтобы потом мучиться? Не лучше ли купить отечественный автомобиль, тем более что он как будто бы на мировом уровне?

Перед вами четыре переднеприводных автомобиля одного (малого) класса с двигателями одинакового рабочего объема —1500 см3. Три изготовлены в Японии, откуда их (подержанные) и привезли в Россию, четвертый —ВАЗ-21093, один из наиболее престижных у нас (в дальнейшем будем называть его именем собственным —«Лада»), Машины не подбирали специально —просто они принадлежат людям, хорошо знакомым друг с другом, так что есть возможность сопоставить впечатления. А один из четверых, инженер А. Хрулев, попытался обобщить эти впечатления и вынести потребительские оценки подержанным «японцам», сравнивая их с «Ладой». Интересно, что рассматриваемые модели весьма типичны: именно они (в различных вариантах) составляют значительную долю машин, ввозимых из Японии.

Основная масса таких автомобилей выпущена в 1982—гг. (более ранних в Японии осталось немного, а те, что поновее, нашим «туристам», как правило, не по карману). Автомобили на фото как раз выпущены в этот период. Это трехдверный хэтчбек «Ниссан-Пульсар» (год выпуска 1984, пробег 150 000 км, из них 20 000 по России); 4%тырехдверный седан «Тойота-Спринтер» (1984, 105 000. из них 45 000 по России) и пятидверный хэтчбек «Мазда-Фамилиа» (1982, 90 000. из них 50 000 в России). Последний несколько старше других, однако до 1985 года эта модель выпускалась почти без изменений, что делает ее полноправным участником нашего мини-конкурса. Ну. а ВАЗ-21093, по существу, одна из модификаций ВАЗ-2108, которую начали выпускать в 1984 году. Базовая конструкция с тех пор существенно не изменилась, так что ВАЗ-21093 не моложе остальных участников.

ВНЕШНИЙ ВИД

Представленные модели —из числа довольно дешевых, без излишеств, однако все имели много модификаций. Например, «Ниссан-Пульсар» и «Мазда-Фамилиа» встречаются с четырехдверными кузовами «седан», трехдверными и пятидверными типа «хэтчбек». «Пульсар» широко унифицирован с известной моделью «Санни». Кстати, «Мазда-Фамилиа» известна в Европе как модель «323». То же относится и к «Тойоте-Спринтер», более известной как «Королла».

Пожалуй, только «Тойота-Спринтер» выглядит современнее и совершеннее —более округлой, обтекаемой формы, с круто спускающимся капотом и высоким багажником. Если учесть, что за восемь лет (с 1984 года) модели «Мазды», «Ниссана» и «Тойоты» менялись дважды, причем не только внешний вид, но и оборудование, и агрегаты, то напрашивается вывод: новейшая «девяносто девятая» модель ВАЗа, последнее достижение отечественного автомобилестроения,—даже не позавчерашний день мирового.

Внешнее впечатление, однако, бывает обманчиво. Что ж, заглянем внутрь.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ

Все двигатели однотипны —четырехцилиндровые, карбюраторные, с обычными двухклапанными головками (четырехкла-панные начали широко распространяться со следующего, 1985 года). Лишь у «Тойоты» есть дополнительные впускные каналы, открываемые вакуумным клапаном при увеличении нагрузки.

Привод распределительного вала на «Мазде» однорядный роликовой цепью с гидромеханическим натяжителем, у остальных —зубчатым ремнем (с 1985 года на этой модели «Мазды» тоже ремень). Привод клапанов у всех моторов посредством коромысел, как у «Москвича-2140». Поэтому регулировка зазоров так же проста, не сравнить с ВАЗ-21093. Интересно, что в Японии никто не додумался сделать привод водяного насоса зубчатым ремнем, как у «Лады». Видимо, отношение к надежности двигателя там несколько иное.

В системах зажигания размеры бесконтактных электромагнитных датчиков и коммутаторов в несколько раз меньше, чем у «Лады». На «Тойоте» —микропроцессор для управления системой снижения токсичности.

Обращает на себя внимание чистота двигателей и коробок передач японских машин. Даже у «Ниссана», прошедшего 150 тысяч, ни одно соединение или сальник не пропускает масло. У ВАЗ-21093, наоборот, масло хоть немного, но идет чуть ли не из всех соединений (мотор «потеет»).

Самый тихий двигатель у «Тойоты», его едва слышно снаружи и в салоне.

Несколько шумнее мотор «Ниссана» —пробег дает о себе знать повышенным шумом нескольких клапанов, слышным снаружи, хотя в салоне это почти не ощущается. У «Мазды» двигатель слышно снаружи чуть сильнее (цепь вместо ремня), однако в сравнении с «девяносто третьей» он просто бесшумен. Невольно возникает вопрос: ремень на «Ладе» —дань моде или действительно обоснованное решение, направленное в том числе и на снижение шума?

Для запуска японского двигателя даже в 25-градусный мороз хватает аккумулятора емкостью 38 А/ч, по габариту почти вдвое меньшего, чем на 55 А-ч, который мы привыкли видеть. Стартеры тоже гораздо компактнее (не в ущерб их пусковым свойствам) благодаря редукторам, увеличивающим крутящий момент.

Коробки передач на описываемых автомобилях —«Ниссане» и «Мазде» —механические пятиступенчатые, на «Тойоте» —автоматическая трехступенчатая. Характерно, что у представленных моделей есть модификации как с обычными четырех, пятиступенчатыми, так и с автоматическими коробками.

У машин с механическими коробками сразу отмечаешь малые ходы рычагов и четкость переключения, особенно у «Мазды». Несмотря на то что рычаг удален от коробки, передачи включаются легче и четче, чем даже у BA3-2101 —своеобразного эталона среди отечественных машин. Перепутать первую передачу и задний ход, как случается на «Ладе», у «японца» невозможно, как и на ВАЗ-2101. У «Ниссана» ходы рычага чуть больше, однако «девяносто третья» опять вне всякой «конкуренции». Стоит заглянуть под машины, как обнаружим основную причину: у японских корпус рычага переключения связан с коробкой реактивной тягой, параллельной тяге рычага переключения (так же сделано на АЗЛК-2141), поэтому перемещение силового агрегата относительно кузова не влияет на ход рычага. На ВАЗе поленились или по каким-то иным причинам не сделали грамотную конструкцию. Расплачиваться за это приходилось автолюбителю, у которого на неровной дороге «выскакивали» передачи. Теперь автолюбитель вместо одного нового ВАЗ-21093 в состоянии купить две японские машины в отличном состоянии с небольшим пробегом. При этом он может быть уверен, что не столкнется с конструкторскими и эксплуатационными дефектами.

Все рассматриваемые силовые агрегаты имеют несколько разные характеристики —как по динамике, так и по расходу топлива. Точно измерить их без соответствующих приборов мы не смогли, поэтому наши оценки скорее качественные.

По динамике разгона «Ниссан-Пульсар» вне всякой конкуренции —самый резвый ВАЗ отстает от него сразу и, как говорится, навсегда (напомню, что пробег у «Ниссана» по нашим меркам критический —150 000 км). Мотор «Мазды» несколько проигрывает мотору «Лады» при разгоне, но благодаря четкости и быстроте переключения передач «Мазда» все же оказывается впереди, а поскольку вторая и третья передачи у нее сближены, динамика «Мазды» уже на третьей передаче лучше. «Тойота» разгоняется медленнее ВАЗ-21093 (трехступенчатая «автоматика»), но разница не слишком велика, так как ее двигатель имеет пологую характеристику крутящего момента, а значит, лучше приспосабливается к изменению нагрузки (как говорят специалисты, более эластичен). Описываемые японские двигатели тяговитее «вазовского» на низких оборотах: «Мазда» показывает удовлетворительную динамику разгона в городе и на пятой передаче со скорости 60—км/ч (при 1800—об/мин), чего не скажешь о «Иаде».

Двигатель «Мазды» оказался малочувствителен к низкооктановому бензину: на А-76 детонация прослушивается в основном на средних оборотах при большой нагрузке. Зато на «Ниссане» и «Тойоте», заправленных А-76, ехать просто невозможно: детонация слышна почти на всех режимах, стоит нажать на газ, а корректировка зажигания резко снижает мощность. ВАЗ-21093 занимает по этому показателю промежуточное положение. По экономичности все автомобили примерно равноценны. На трассе «Ниссан», расходующий, как правило, 6, а не 6,5 л/100 км, экономичнее «Мазды» и «Тойоты» (6,5—7 л/100 км). В городе «Мазда» чуть выгоднее (примерно 9 л/100 км против 9,5 у «Тойоты» и «Ниссана»). Не новость, что автоматическая трансмиссия несколько увеличивает расход топлива, как подтвердил и наш мини-конкурс. Для водителя, конечно, при интенсивном городском движении с многочисленными светофорами и пробками такая коробка передач удобнее. Кроме того, «автоматика» намного облегчает привыкание к машине с правым рулем. Такой автомобиль очень удобен для спокойных, уравновешенных водителей. А тем, кто предпочитает более динамичную езду, подойдет механическая коробка.

Добавить комментарий