Многие наши автомобилисты, вероятно, знакомы с итальянской фирмой «Марторелли», которая, как говорится в ее рекламном проспекте, «радикально улучшает потребительские качества джипов» Ульяновского автомобильного завода. Уже не один год на международных выставках и ярмарках в разных регионах страны «обитальяненные» УАЗ-31512 неизменно привлекают к себе внимание посетителей. Но, глядя на облагороженные российские машины, читая о них, невольно задаешься вопросом, почему «радикально улучшают» их только в Италии, а не в Ульяновске, например, с помощью отечественных же поставщиков комплектующих. Или, пока на УАЗе бездействуют, может кто-то другой смог бы наладить выпуск у нас, пусть поначалу мелкосерийный, привлекательных модификаций аскетичной базовой модели известного внедорожного автомобиля?
Между тем «кто-то другой» уже осваивает российский рынок. Отечественная фирма, которая пошла по стопам «Марторелли», называется «ЛЛД-авто». Она входит в крупное московское коммерческо-производственное объединение ЛЛД. В отличие от итальянской компании, знают о ее существовании и выпускаемой продукции пока немногие. «ЛЛД-авто» молода. Всего год, как на арендуемых площадях в Москве и Сергиевом Посаде она производит внедорожные автомобили на базе УАЗ-3)512 с оригинальным оформлением кузова и салона, которое поспорит с дизайнерскими находками опытных братьев Марторелли. Все конструкторские работы при поддержке специалистов АЗЛК и ЗИЛа выполнены в центре стиля ЛЛД. В программе фирмы —две модели с кузовами «универсал» и «пикап». Как видно на фото, они выгодно отличаются от автомобилей, сходящих с конвейера в Ульяновске. У машин «ЛЛД-авто» все комплектующие детали только отечественного производства. Так, симпатичные колеса с колпаком, закрывающим болты крепления, изготовляет Всероссийский институт легких сплавов (ВИЛС). Покрышки «Простор» поставляет НИИ шинной промышленности. Защитная решетка радиатора и фар —продукция одного московского малого предприятия. Оно специализируется на выпуске нержавеющих труб для пищевой промышленности. На УАЗ-ЛЛД устанавливается «защита» как из нержавеющих, так и обычных стальных труб с высоким качеством сварки. Панорамное ветровое, дополнительные травмобезопасные стекла задней и верхней частей кузова автомобиля для ЛЛД делает предприятие «Мосавтостекло». Другая столичная фирма «Аэро» изготовляет из стеклопластика по проекту ЛЛД декоративные накладки на передний и задний бамперы, молдинги, крылья, пороги кузова, решетку радиатора и жесткую крышу. Крыша, собранная из многослойных «сандвич-панелей», благодаря специальным креплениям съемная. Владелец в течение нескольких минут превратит грузо-пассажирский вариант в кабриолет. Одностворчатая задняя дверь открывается вбок, на ней на откидном кронштейне размещается запасное колесо. Комплект накладных стеклопластиковых деталей предназначен и для пикапа. Двухщеточный электрический стеклоочиститель теперь расположен внизу ветрового стекла. По желанию покупателя машина окрашивается эмалями «металлик», днище проходит антикоррозионную обработку.
Как видим, коммерческо-производственному объединению удается куда эффективнее наладить деловые отношения со смежниками, чем гигантам автомобильной промышленности. Но и собственно ЛЛД делает немало. Салон автомобилей ЛЛД заметно преобразился и производит хорошее впечатление. Новая панель приборов выполнена из декоративного пластика, появилась дополнительная световая индикация, запирающиеся замки дверей блокируются изнутри, рулевое колесо использовано от ГАЗ-3102. Обивка салона предлагается по заказу: кожа, кожзаменители, ткани. На полу —коврики, с внутренней стороны дверей —карманы для мелких предметов. Устанавливаются комфортабельные передние и задние сиденья с подголовниками и ремнями безопасности. Внутренние и внешние зеркала заднего вида травмобезопасные с противослепящим устройством. Их дизайн разработан специалистами «ЛЛД-авто».
Из всего вышеперечисленного следует, что московская фирма в немалой степени зависит от поставок своих партнеров. В наше время принято считать, что это минус. «Отнюдь,—считает технический директор «ЛЛД-авто» Александр Бобров.—Наши смежники, как независимые крупные предприятия, так и малые фирмы, заинтересованы в реализации своей продукции, а следовательно, в нас. За год нашей совместной деятельности я не помню, чтобы были допущены сбои в поставках».
Еще одно отличие от «Марторелли»: на моделях УАЗ-3151 2-ЛЛД без изменений остались рядный 4-цилиндровый бензиновый двигатель (модель 4178.10) рабочим объемом 2445 см мощностью 90 л. с./66 кВт, трансмиссия с сухим однодисковым сцеплением, механической 4-ступенчатой коробкой передач с синхронизаторами блокирующего типа на III и IV передачах переднего хода и 2-ступенчатой раздаточной коробкой, ходовая часть с зависимыми подвесками колес с двумя продольными полуэллиптическими рессорами и гидравлическими, телескопическими амортизаторами. Правда, на ЛЛД считают, что замена двигателя и ходовой части —дело времени. Уже есть договоренность с Заволжским моторным заводом, который в 1993 году поставит партию новых 4-цилиндровых карбюраторных силовых агрегатов мощностью 150 л. с./110 кВт. Прорабатываются другие варианты замены.
На имеющихся производственных площадях московская фирма собирает пока один-два автомобиля в день. В новом году выпуск увеличится. Для этой цели «ЛЛД-авто» планирует открыть в разных точках Москвы специально оборудованные боксы на три-четыре машины, где они могли бы проходить «пластические операции». Цена переделанных УАЗов-ЛЛД в зависимости от комплектации 4—,5 миллиона рублей.
Сама «ЛЛД-авто» приобретает машины только через коммерческие структуры, естественно, по изначально высокой стоимости. Руководители московской фирмы считают, что покупателям автомобили обошлись гораздо дешевле, если бы Ульяновский автомобильный завод согласился стать ее официальным поставщиком. Пока же все деловые предложения по непонятным причинам отметаются УАЗом. Возможно, со временем взаимовыгодные отношения между двумя предприятиями будут налажены. Выиграют от этого как они сами, так и российские автомобилисты, для которых, собственно, и изготовляются внедорожные УАЗы с улучшенными потребительскими качествами. И не в провинции Рима Ариции, где работают братья Марторелли, а в Москве.