Какие только слухи не громоздились вокруг ВАЗ-2110. Эту модель видели многие, и одни находили ее восхитительной, другие же не нашли ничего особенного. Европейский корреспондентский журнал «Уилс» подсмотрел прототип будущей «Лады» на испытательном полигоне фирмы «Порше» в Вайсахе еще три года назад. А летом 1988-го, лишенный завесы секретности, опытный образец ВАЗ-2110 предстал перед посетителями выставки «Автодизайн-88» на ВДНХ в Москве. Но, увы, это был один из опытных образцов и, естественно, не последний. Главный дизайнер ВАЗа Марк Демидовцев в это же самое время занимался «десяткой» с совсем другой внешностью.
Понятно, что ВАЗ с самого начала делал очень серьезную ставку на новую модель. Ее роль —быть палочкой-выручалочкой для завода. Она поможет расширить сбыт «лад» за рубежом, даст акционерному обществу ВАЗ столь нужную для его дальнейшего развития валюту со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями. И когда прошлым летом генеральный директор Волжского автомобильного завода В. Каданников дал в адрес новой модели определение «прекрасная по всем параметрам и конкурентоспособная», было ясно, что он имел в виду.
Нельзя сказать, чтобы экспортные рынки томились от нетерпения в ожидании первых партий ВАЗ-2110. «Опель-Астра» и «Ровер-216», «Мицубиси-Лансер» и «Ниссан-Санни», «Форд-Орион» и «СЕАТ-Толедо», да мало ли еще какие одноклассники будущей «Лады» нескончаемым потоком текут на рынки Европы. Скорее, сгорали от нетерпения отечественные автомобилисты. Они надеялись, что волна всеобщего подорожания не успеет высоко вознести новую модель. Они рассчитывали, что эта машина прежде всего окажется наиболее приспособленной к российским условиям эксплуатации. Им казалось, что «десятка» станет на своей территории достойным соперником нарождающейся экспансии зарубежных моделей. Наконец, они ждали, что ВАЗ-2110, как рождественский Дед Мороз, принесет им массу приятных сюрпризов в виде технических новинок.
Новая «Лада» не была показана ни осенью на московском международном автомобильном салоне МИМС-92, ни в начале зимы на выставке «Автоиндустрия-92». И только под самый Новый год фирма «ЛогоВАЗ» устроила в московском манеже броское шоу машин «Волво», «Дженерал моторса», «Крайслера», «Мер-седес-Бенца», «Хонды» —тех фирм, с которыми организатор имеет деловые связи,—и на их фоне представила совершенно открыто и официально прототип ВАЗ-2110. Так в театре для поддержки дебютанта на спектакль назначают искушенных актеров.
Дебют вызвал, конечно же, сенсацию. Машина выглядела эффектно. Лоснилась кожаная обивка сидений, иностранные слова «16 VALVE» на двигателе сражали посетителей наповал, а гладкий «леденцовый» дизайн не оставлял равнодушных. Среди посетителей нашелся, правда, и скептик. Он вспомнил, что когда-то в планах ВАЗа значилось, что дебют новой машины состоится в конце 1992 года. Не на выставке, а на конвейере. Поэтому скептик позволил себе пока величать новинку прототипом. Серийное же производство новых автомобилей, в технологическое оборудование которого уже вложено более 800 миллионов долларов, начнется скорее всего в 1995-м, если не в 1996 году.
И все-таки первое знакомство состоялось. Чем же ВАЗ-2110 обрадовал автомобилистов? Свежим дизайном. И не только дизайном, но, как следствие, удачной с точки зрения аэродинамики формой кузова. Конкретной цифры коэффициента лобового сопротивления на выставке названо не было, но на первый взгляд его можно оценить равным 0,31, что по современным понятиям неплохо. Во всяком случае у новейшего «Ситроена-Ксантия», что дебютировал в марте на женевском салоне, этот показатель равен 0,3.
«Мягкие» формы кузова, как у хорошо обкатанного леденца, интегрированные в общую поверхность бамперы, низкий и плоский капот (благодаря современным вытянутым блок-фарам), высокая и суженная (колея задних колес на 30 мм меньше, чем передних) задняя часть кузова, отсутствие водосточных желобов над дверями, вклеенные стекла —вот те решения, которые позволили сделать автомобиль таким «скользким» для встречного потока воздуха.
«Хорошая аэродинамика,—подумал я, вообразив себя будущим владельцем «десятки»,—это замечательно». Значит и расход топлива будет поменьше, чем у старомодных ВАЗ-2105 или -2106. Хорошая аэродинамика —значит позади машины не будет, как у «Волги», воздушного вихря, который охотно отложит всю подхваченную им грязь (или пыль) на капот и ветровое стекло следующей позади машины. Хорошая аэродинамика значит и что машину будет легко мыть —нет ступенек между соседними панелями, «ловушек» для грязи.
Расход топлива при нынешних ценах на бензин волнует каждого. Электронное управление двигателем, в том числе и системой «многоточечного» впрыска горючего, разработанное «Дженерал моторе», позволило сделать автомобиль не только экономичным, но и малотоксичным, отвечающим самым жестким европейским и американским ограничениям, действующим уже с нынешнего года. Экземпляр ВАЗ-2110, представленный в Манеже, нес обозначение 1,5 GSI, которое подразумевало, что машина оснащена полуторалитровым двигателем с впрыском и каталитическим нейтрализатором. Топливо для такого двигателя —неэтилированный бензин с октановым числом (по исследовательскому методу) 91. Возьмите себе это на заметку, провинциальные автомобилисты, поскольку у вас пока достать и этилированный-то бензин проблема, не говоря уж о его цене.
Но вернемся к экономичности. «Десятка», во всяком случае тот экземпляр, что нам был показан, расходует при скорости 90 км/ч 4,9 л, при 120 км/ч —6,3 л, а по условному, так называемому городскому циклу —7,9 литра неэтилированного бензина на 100 км пути. Много это или мало? По сравнению с ВАЗ-21053 и ВАЗ-21093 очень мало: в тех же режимах они расходуют соответственно 7,4—,1—,1 л/100 км и 5,9—,0—8,6 л/100 км! Сопоставив же по экономичности ВАЗ-2110 с зарубежными одноклассниками —не улыбайтесь, прошу, за сравнение,—увидим, что они в среднем на скорости 90 км/ч расходуют 5,2—5,5 л/100 км, на скорости 120 км/ч —6,8—,2 л/100 км, а при городском цикле 8,3—,4 л/100 км! Иными словами, новая «Лада» где-то на 10 % экономичнее. Блестяще!
Мотор ВАЗ-2112 (так он называется) на машине ВАЗ-2110 развивает мощность 94 л. с./69 кВт при 5600 об/мин. Неплохо. Тому способствуют четыре клапана на цилиндр (хорошее наполнение цилиндров смесью, высокая мощность) и впрыск топлива во впускные каналы каждого цилиндра. Погоня за высокой мощностью, однако, как мы знаем, нередко оборачивается низким крутящим моментом, да еще в узком рабочем диапазоне по оборотам. Но не тут-то было! Наибольший крутящий момент у ВАЗ-2110 составляет 130 Н- м при 3600 об/мин —вполне достойные на сегодня параметры.
Посмотрим, однако, на эти параметры чуть глубже. Литровая мощность двигателя ВАЗ-2112 (это, видимо, самая мощная модификация базового силового агрегата) сегодня равна 62 л. с./л. Но уже серийно выпускаются моторы тоже с впрыском и четырьмя клапанами на цилиндр («Ровер-216 ГСИ», «Дайхатсу-Эпплоус», «Ниссан-Санни»), которые развивают 66—л. с./л. Через два-три года, когда новая «Лада» начнет сходить с конвейера, самая форсированная модификация ее двигателя по мощностным показателям может уже отставать от мировой элиты.
Пока, если сравнивать заявленные ВАЗом скоростные показатели для «десятки» и ее зарубежных одноклассниц, можно однозначно заключить, что по наибольшей скорости и приемистости она чуть-чуть впереди конкурентов. Тут приходился опять вспомнить о разрыве в пресловутых два-три года до начала выпуска и некоторой «бумажности» приведенных на выставке характеристик ВАЗ-2110 (возможно, эти цифры просто повторены v. i технического задания на машину).
С таким же скептицизмом можно оценивать массу новой «Лады» в снаряженном состоянии: 980 кг означают очень легкую машину и, возможно, с недостаточными (нет, не для европейских, а для российских дорожных условий!) запасами прочности. Я рад был бы ошибиться, но из восьми выбранных мною зарубежных аналогов половина весит столько же или чуть легче, а половина на 20—кг тяжелее.
Мне показалось, что ВАЗ-2110-1,5 GSI по комфорту и оборудованию не может претендовать на ту роль, на которую заявлен. При ярком освещении и открытых дверях хорошо видны не только претенциозная кожаная обивка сидений, но и их трубчатый каркас и простейший механизм регулировки. Напрашивается аналогия с раскладушкой, оформленной под вольтеровское кресло. Но сами сиденья удобны, с хорошими подголовниками и уверенной боковой фиксацией тела —чувствуйте себя, словно вы сам господин Вольтер.
Не спорю: удобны и красивы внутренние панели дверей с блоками кнопок управления, стеклоподъемниками, замками, наружными зеркалами, интегрированными в обивку подлокотниками. Так и хочется сказать: «А электрические стеклоподъемники…» Но их нет, как и люка в крыше, как борткомпьютера, гнезд для бутылочек с пепси-колой на хорошо спланированной консоли.
Располагают к себе рулевое колесо с «толстеньким» ободом, щиток приборов, в козырек которого встроены различные клавиши. На щитке —тахометр с красной зоной от 5500 до 6000 об/мин. А за ней —еще деления, до 8000 об/мин, намекающие на большой скоростной потенциал двигателя. Что же —это хороший коммерческий ход!
Рядом с тахометром —спидометр и бензоуказатель. Остальную информацию, господин водитель, получите посредством контрольных ламп —вам тут не пилотская кабина авиалайнера.
Просторные двери обеспечивают беспрепятственные посадку-высадку.
Не надо при этом стукаться головой о притолоку двери или, словно линкор около пирса, проносить ногу мимо передней кромки дверного проема, как на ВАЗ-2109. Складывается впечатление, что, поскольку водосточного желоба нет и верхняя кромка дверей чуть заходит на крышу, сам дверной проем стал повыше. И к лучшему!
Впечатляет просторный багажник с очень низким порогом (не сравнить с «высокобортным» багажником на ВАЗ-21099). В нем, кстати, нет места для «запаски». Она скрыта под его полом, а доступ к ней —догадайтесь откуда? Да, снизу.
Сам по себе автомобиль ВАЗ-2110 длиной 4263 мм (на 58 мм длиннее, чем ВАЗ-21099), шириной 1676 мм (на 26 мм шире, чем ВАЗ-21099) представляется довольно просторным в зоне передних сидений. В зоне задних его салон субъективно показался теснее. В длину салон немного свободнее, чем у ВАЗ-21099, скорее всего потому, что у новой «Лады» база выросла на 30 мм (до 2460 мм) и удачнее спланирован салон.
Можно, конечно, долго выискивать и обсуждать плюсы и минусы, но в целом я бы заключил, что машина получилась удачной и приблизилась к среднеевропейскому уровню. Разумеется, подпрыгивать на подушках сидений и вслепую шарить рукой под двигателем неподвижной машины одно дело, а езда за рулем хотя бы на протяжении пары тысяч километров —совсем другое. Но даже при такой оценке я бы поздравил коллектив ВАЗа и его главного конструктора Г. Мирзоева с удачей. И хотя «десятка» еще не выпускается серийно, ее первый выход на публику я бы приравнял к попаданию ну если не в «яблочко» намеченной цели, то уж, по крайней мере, в девятку.
От редакции. ВАЗ-2110 —модель ближайшего будущего. А как шли у ВАЗа дела в недавнем прошлом? За 1992 год завод в Тольятти выпустил продукции на 227 миллиардов 454,6 миллиона рублей. С главных конвейеров ВАЗа сошло 680 471 автомобиль, причем среднечасовая сборка составила 151 машину. Поставки на экспорт составили 271 763 автомобиля это больше, чем в 1991 году. Производительность труда по ВАЗу снизилась по сравнению с предыдущим годом на 6 %.
В соответствии с коллективным договором между правлением АО «АвтоВАЗ» и коллективом общества в 1993 году план товарного производства автомобилей —720 тысяч штук.