Эпоха позорных ночных «черных» рынков, судя по всему, кончилась. Не нужно готовить карманный фонарик, которым высвечивались искомые детали, снимать номера со своего автомобиля, прятать документы от ГАИ и милиции. «Железный рынок» —место торговли автомобильными запчастями —с темных пустырей и свалок переместился в обжитые и престижные места городов и поселков. Он трансформировался в открытые рынки, кооперативные, комиссионные магазинчики автозапчастей, имеющие на сегодня неоспоримые преимущества перед государственными специализированными магазинами, где прилавки девственно чисты, как и десять лет тому назад.
У открытого рынка есть достоинства и недостатки. Достоинств, пожалуй, больше. Во-первых, торговля идет ежедневно, без выходных и праздников, все 365 дней в году. Во-вторых, на рынке есть практически все запасные части. А если нужной детали нет, ее можно заказать у торговцев с доставкой в течение суток. Чем не западный сервис? В-третьих, немаловажный «человеческий» фактор: нет нужды искать блат, просить и унижаться на СТО или в магазине, чтобы достать копеечную детальку. Наконец, рынок —это конкуренция, которая в конечном счете ведет к выравниванию и снижению цен, «накачке» торговли дефицитными товарами, разрушению монополии производства. Так случилось, к примеру, с ветровыми стеклами. Сейчас нет проблем с приобретением стекол типа «триплекс» или «сталинит» к любым легковым машинам и, заметьте, по доступной цене. В Москве даже к импортным автомобилям делают на заказ стекла «триплекс» любой размерности. И еще. Обратите внимание: все реже воруют колеса. Шины любой модели и фирмы теперь можно приобрести в уличной лавке или на том же рынке —были бы деньги. Правда, здесь есть и другое обстоятельство: жулики не дураки, они поняли, что угнать машину целиком проще и безопаснее, чем снять колеса, а правосудию еще придется доказывать, что это было похищение с целью наживы, а не угон.
Любопытная подробность: открытый рынок позволяет сопоставить реальную потребительскую ценность отечественных и импортных товаров. Выяснилось, например, что охаянные молвой отечественные свечи зажигания не хуже многих импортных, а в ряде случаев даже лучше. Вообще рынок высвечивает многое. В частности, он называет истинную цену любой запчасти, а не ту, что была придумана в каком-то «высоком» кабинете. В связи с этим на ВАЗе даже организовали специальную группу по изучению спроса, предложения и цен, которая черпает информацию на «живых» рынках. Есть, разумеется, у свободного рынка и отрицательные стороны. Прежде всего —отсутствие гарантии качества или целесообразности изделия. С этим справляются, приглашая в качестве советчиков опытных друзей-автомобилистов. Еще один существеннейший момент —высокий общий уровень цен. Во многом это определяется тем, что на истинные цены накладывается «подоходный налог» мафиозных структур. И неважно, каково его происхождение —откровенный преступный рэкет или полулегальные поборы местной чиновничьей мафии. В любом случае это бремя ложится на покупателя, а попытки борьбы с этим явлением пока выглядят тщетными потугами.
Еще несколько замечаний по поводу рынка.
Цены на запчасти повышаются не так быстро, как на новые автомобили. В этом смысле рынок явно отстает от наших автомобилестроительных фирм. В результате за последние несколько лет запчасти подешевели относительно самих машин на 100—%, а за период с августа 1991-го по октябрь 1992 года —на 15—%. Такое положение обусловлено целым рядом факторов (например, поступлением товаров из личных запасников, прекращением необоснованных закупок впрок), но в целом оно еще требует внимания и изучения.
Непосредственное влияние на рынок оказывают изменения геополитической ситуации. По этой причине самым «дорогим» автомобилем на территории России ныне стала «Таврия». Так, например, блок-фара для нее продается за 10—тысяч рублей, в то время как для,.ВАЗ-2108 —за пять тысяч. И так во всем диапазоне спроса.
Ну, а самой «дешевой» машиной по-прежнему остается «Волга». Когда-то это объяснялось подпиткой черного рынка запчастями из таксомоторных парков. Теперь эти криминальные каналы отмерли, но тенденция пока осталась.
Цены на запчасти автомобилей ВАЗ достаточно высоки. Но их номенклатура представлена на рынке необычно широко по сравнению с другими марками. Это объясняется прежде всего тем, что производство запчастей не только не снизилось, а несколько повысилось. Произошло это благодаря созданию крупного акционерного общества на базе ПО «АвтоВАЗзапчасть»; оно активно привлекает к производству конверсионные военные предприятия и просто свободные мощности других заводов. Как утверждает директор нового общества А. Зибарев, сегодня из запасных частей, выпущенных в течение года, можно собрать 300 тысяч автомобилей ВАЗ.
Неплохо и с деталями к «москвичам» (АЗЛК-2141, -2140, машины «Ижмаша»). Неиспользованные из-за простоев АЗЛК комплектующие регулярно пополняют свободный рынок.
И еще. Московские рынки запчастей оказались сегодня самыми дешевыми по сравнению с другими городами России и СНГ. Даже в Тольятти многие запчасти дороже на 10—%. Что делается во многих других городах, на просторах России —сказать трудно, не хватает информации. Поэтому, уважаемые читатели, мы будем благодарны всем, кто сообщит нам о ценах на автозапчасти в своем городе или районе.