Финансовое бремя участия в чемпионате мира оказалось не по силам туринской фирме
Мне нечего больше желать от спорта. Я выиграл все, что возможно, побеждал во всех крупнейших соревнованиях. Дальше идти некуда. Стоит ли тогда продолжать?» Эти слова принадлежат величайшему горнолыжному таланту, трехкратному олимпийскому чемпиону французу Жан-Клоду Килли.
В самом деле, стоит ли? Очевидно, таким же вопросом задавались руководители группы ФИАТ, в которую входит и «Лянча», еще осенью 1991 года. Для этого были все основания: во-первых, к тому времени «Лянча» девять раз выигрывала чемпионат мира среди марок, во-вторых, переезды в ходе сезона с континента на континент требовали непомерных расходов, и, наконец, вызывала сильные сомнения целесообразность рекламы модели «Дельта», которая выпускается в Турине с 1979 года. Все говорило за то, чтобы поставить точку. Но тогда в душах темпераментных итальянцев соблазн новых побед пересилил голый прагматизм.
Правда, была заметно изменена стратегия участия самой титулованной марки в чемпионате. Две «конюшни», на которые работала туринская фирма,—«Лянча Мартини» и «Джолли клаб» были объединены в одну. Результатом трехстороннего соглашения между заводом, генеральным спонсором «Мартини» и хозяевами «Джолли клаб» стало появление на трассах первенства команды «Мартини Рэйсинг». К слову, самой многочисленной среди соперничающих «конюшен». Под ее знамена были призваны трехкратный чемпион мира финн Юха Канккунен, самая яркая звезда на нынешнем раллийном небосклоне француз Дидье Ориоль, амбициозный итальянец Андреа Агини, специалист по тяжелым трассам аргентинец Хорхе Рекальде и подающий надежды француз Филипп Бугальски. Исключительно для участия в «Сафари» «Лянча» ангажировала «шведского охотника» Бьерна Вальдегаарда, которому четырежды удавалось выигрывать это африканское ралли.
Подновили и старушку «Дельту Интеграле», которую журналисты в пику новой «Тойоте», окрещенной «красавицей», прозвали «образиной» за ее непропорциональные формы.
Будто предчувствуя, что сезон 1992 года может стать ее лебединой песней, заслуженная «Лянча» дала прикурить всем конкурентам, в том числе и «Тойоте», чьи технические достоинства уступали совершенству внешних обводов кузова.
—Все идет прекрасно,—улыбался главный координатор проекта слияния двух команд «Лянчи» Клаудио Бортолетто.—Новая структура стала менее громоздкой. Теперь мы не зависим напрямую от государственного предприятия, каким является ФИАТ. В рамках частной фирмы все вопросы решаются более непринужденно. «Лянча» продолжает побеждать, и при этом мы экономим примерно сорок процентов финансовых средств.
Действительно, Ориоль славно начал сезон с победы в Монте-Карло и, не давая опомниться соперникам, выиграл шесть из восьми этапов, в которых выходил на старт. Такая серия в одном сезоне не удавалась до него никому. Главный соперник из «Тойоты» —испанец Карлос Сайнс смог отличиться лишь в тех ралли, где отсутствовал Дидье,—в Кении и Новой Зеландии. А ведь у «Лянчи» были еще и Канккунен, и Агини, которые первенствовали в Португалии и Италии.
Впрочем, к ралли «Сан-Ремо» все стало ясно —«Лянча» досрочно, в шестой раз подряд добыла звание чемпиона мира среди марок. Уже после «1000 озер» у «Тойоты» не было даже теоретических шансов настичь лидера.
Однако привычных по такому случаю торжеств в Турине не устраивали. В штаб-квартире ФИАТа было не до праздничных обедов. Там больше были озабочены убытками английского филиала ИВЕКО, который последний раз принес прибыль аж в 1989 году, да забастовками в Польше, ставившими под угрозу развертывание серийного производства новой малютки «Чинквеченто». Может быть, именно эти затруднения и стали той последней каплей, что переполнила чашу терпения руководителей итальянской фирмы.
В первый день октября минувшего года в Турине обнародовали официальное коммюнике, в котором «Лянча» объявила о своем окончательном уходе с арены чемпионата мира.
Огорошенные столь суровым приговором, ее партнеры, казалось, не хотели верить случившемуся.
—Это решение не означает, что «Лянчи» не будет на трассах мирового первенства в 1993 году,—старался делать хорошую мину при плохой игре Даниэл Шилдж, представитель «Мартини».—ФИАТ заверил нас, что мы по-прежнему можем готовить машины на заводе «Абарт», который также входит в туринскую группу.
Ему вторил Бортолетто: «Я оптимист. ФИАТ просто не хочет вкладывать все больше и больше денег в участие в чемпионате мира. Но нас уверили: найдете средства —машины будут. Конечно, теперь придется «поджаться». Думаю, мы снарядим один экипаж по полной программе и один на европейские этапы. А деньги отыщем. «Мартини» согласен работать дальше, «Мишлен» готов нас поддержать».
Первым понял наигранность этого оптимизма лидер первенства Ориоль, чей контракт с «Лянчей» заканчивался в 1992 году. Накануне ралли «Сан-Рено» он заявил, что в следующем сезоне переходит в «Тойоту». Чемпионский корабль затрещал по всем швам.
Между тем вопрос о победителе в личном зачете еще не был решен. Правда, многие полагали, что солидное преимущество в 16 очков, накопленное Ориолем, практически гарантирует ему почетный титул и звание первого француза, ставшего чемпионом мира. Однако, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Дидье, похоже, знаком с этой пословицей. И перед заключительным этапом в Англии, после двух подряд сходов с дистанции в Италии и Испании, он отправился к месту паломничества французских католиков, чтобы обрести уверенность в своих силах и, очевидно, отвести напасти, что свалились на его голову на финише сезона.
Об Ориоле никогда прежде не ходили слухи как о суеверном, тем более набожном человеке. Даже к своему счастливому номеру «3», что почти всегда приносил ему успех, он относился как к шутке статистики. Но, как известно, даже самые нерелигиозные люди в отчаянном положении ищут поддержки у Всевышнего.
А ситуация действительно была незавидная: «без пяти минут чемпион» приехал в Честер на старт «RAC-ралли», занимая лишь третье место следом за Сайнсом и Канкку-неном. К сожалению, и обращение к небесам не помогло Ориолю. Вновь подвела француза его «Лянча». И именно в тот момент, когда казалось, что он вот-вот настигнет ушедшего вперед Сайнса. Лишь 25 секунд отделяло его в тот момент от счастливчика испанца.
Тут уж впору вспомнить о некой мистической силе. Ведь после того, как Ориоль заявил о том, что покидает «Лянчу», его «Дельта Интеграле» ни разу не довезла Дидье до финиша!
Так еще несколько недель назад не помышлявший о почетном титуле Карлос неожиданно стал двукратным чемпионом мира. Но главные сюрпризы, как ни странно, были впереди.
Специалисты начали строить прогнозы на будущий сезон, прикидывая шансы Ориоля и Сайнса как гонщиков одной «конюшни». И вдруг словно гром среди ясного неба: новый чемпион уходит из «Тойоты»… в «Лянчу» —читай, неизвестно куда. Причем, несмотря на то, что контракт испанца с японской фирмой был продлен на 1993 год.
Вероятно, дело тут в так называемом личном спонсоре гонщика —испанской нефтяной фирме «Репсол». Сайнс не просто был под покровительством этой компании, но и выступал своего рода посредником между «Репсолом» и своей «конюшней», что приносило ему существенную прибавку к доходам. Но «Тойота», похоже, решила обратиться за поддержкой к другой нефтяной фирме, и Карлосу пришлось проститься с прежними хозяевами.
Однако, он полагал, очевидно, что уходит если не в «Лянчу», то по крайней мере в команду, сохранившую связи с этой фирмой. На деле все вышло иначе.
Не успели утихнуть страсти вокруг этого сенсационного перехода, как взрыв новой бомбы потряс до основания раллийный дом. Ровно два месяца спустя после официального отказа туринской фирмы ее примеру последовал и главный спонсор команды —«Мартини».
—Мы в одночасье оказались незаводской командой,—пояснил это решение Шилдж.—Но без серьезной поддержки ФИАТа нам не осилить бюджет, необходимый для того, чтобы бороться за высший титул. Иная цель нас не прельщает.
А чтобы у бывших партнеров из «Джолли клаба» не оставалось никаких иллюзий, добавил: «Вопрос о сотрудничестве с частной командой мы даже не рассматривали».
Оказавшемуся у разбитого корыта Сайнсу ничего не оставалось, как подписать контракт с «конюшней» «Джолли клаб», которая все-таки надеется выступить в 1993 году на «лянчах». Без поддержки завода, без денег солидного спонсора.
Похоже, эре великого противостояния «Лянчи» и «Тойоты» приходит конец. Если это действительно так, кто же добавит перца в становящееся весьма пресным блюдо чемпионата мира по ралли?
Может быть, «Форд», недвусмысленно намекнувший о продолжении своей спортивной активности заключением контракта с Франсуа Делекуром еще на два года? Или «Субару»? Ее молодая надежда —шотландец Колин Мак-Рей был вторым в Швеции и даже лидировал в Англии. Впрочем, выбор гонщиков в нынешнем году на редкость широкий. Слишком много осталось их не у дел. В том числе победителей и призеров чемпионатов мира. Кто знает, не жалеет ли кое-кто из них о том, что некогда не решились, как Килли, сказать: «Я выиграл все что мог. Стоит ли продолжать?»