Мой водительский стаж небольшой, всего четыре года, но все же осмелюсь предложить вам свою точку зрения на автомобиль не очень распространенный. Речь пойдет о вездеходе ЛуАЗ-969М.
Начинал я, как и положено, с простого —с «горбатого» ЗАЗ-965А, который был всего на год моложе меня. Так что кое-какой опыт (чисто практический) у меня есть. Летом 1989 года приобрел ЛуАЗ, о чем и сейчас не жалею. Автомобиль эксплуатирую, как правило, три-четыре дня в неделю. Езжу на небольшие расстояния в 50—километров в любую погоду и о любое время года. Накрутил чуть больше 20000 километров.
Обслуживание машины несложное, доступ к узлам и агрегатам намного лучше, чем, например, у «Запорожца». Поэтому считаю, что обслуживать своими руками и полезно, и дешево. Самый серьезный ремонт, который за это время понадобился,—замена шпильки головки цилиндров на 16-й тысяче. А в целом автомобиль надежен, удобен и прост в эксплуатации.
Огромное его достоинство —рама, придающая кузову жесткость и прочность. Это в основном и обусловливает высокую грузоподъемность (я возил до 800—килограммов). Откидывающийся задний борт позволяет разместить крупногабаритные и длинные (до трех мэтров) предметы. На этом достоинства кузова исчерпываются, начинаются недостатки. Особенно крупные неудобства причиняют двери: их всего две, они гораздо уже, чем у «Запорожца», и находятся намного выше от земли. Откидывающееся сиденье не помогает: все равно проход очень узок. Большого труда стоит посадить на заднее сиденье пожилого или тучного человека. Хорошо было бы сделать еще одну дверь с правой стороны грузо-пассажирского отсека.
Ящик для инструмента расположен в очень неудобном маете, и размеры у него разве что под домкрат и молоток. Аккумулятор из салона вполне можно перенести в довольно просторный моторный отсек. Так как кузов открытого типа, думаю, нелишне сказать о тенте. Исправно он прослужил лишь около года, а потом, если на улице дождь, в машине полно воды. Пришлось провести антикоррозионную обработку днища изнутри и просверлить сливные отверстия. По этой же причине снял и шумопоглощающие резинобитумные коврики, под которыми скапливалась вода. В одном из номеров «За рулем» промелькнуло объявление, что БелАЗ (Осиповичский завод автомобильных агрегатов.—ред.) приступил к выпуску пластиковых панелей для крыши ЛуАЗа, но я их до сих пор не видел. Поэтому решил самостоятельно заменить брезент листовым алюминием. Только с материалами проблема.
Обзорность неважная, особенно сзади, из-за чего трудно двигаться задним ходом. Так же сложно наблюдать автомобили, движущиеся чуть сзади и правее, пришлось установить боковое зеркало с правой стороны. Кстати о зеркалах. Внутреннее вполне устраивает, а вот боковое, установленное заводом с левой стороны, при повороте налево мешает, так как оказывается прямо напротив глаз водителя. Поэтому пришлось его опустить на самый низ окна. «Дворники» не выдерживают никакой критики. Площадь очищаемой ими поверхности очень мала (впечатление, что едешь в БТР), а примерно на десятой тысяче стали чистить кое-как. Пришлось переделывать на «москвичовские».
Что касается двигателя, то 40-сильный ЗАЗ-968 для машины слабоват. Нужен хотя бы как на Москвиче-408. К достоинствам двигателя (а вернее, моторного отсека) следует отнести его отличную вентиляцию. Даже при закрытых жалюзи температура масла летом поднимается не выше 90 °С, а зимой он даже «мерзнет» (60 °С).
Ходовая часть разочаровала небрежностью сборки. После шестидесяти с небольшим километров пробега от магазина до дома чуть не половина гаек откручивалась вручную. Пришлось изрядно полазить под машиной, пока стал чувствовать себя спокойно. Довольно большой расход топлива —около 13 л/100 км по городу —с лихвой компенсируется отличной проходимостью. Здесь, по-моему, ЛуАЗ ни в чем не уступает знаменитым УАЗам и «нивам».
Рулевое управление неплохое, машина довольно маневренна. Хотелось бы все-таки, чтобы оно стало немного легче и радиус поворота стоит уменьшить.
Электрооборудование особых нареканий не вызывает, но с неполадками и недоработками все же пришлось столкнуться. Одним из самых серьезных минусов считаю размещение аккумулятора в салоне (об этом я писал выше). Неудачна схема включения стеклоочистителя: кроме непрерывного режима работы, следует, наверное, сделать и режим с интервалом 3—секунд, как на всех «нормальных» автомобилях. Лампу для освещения салона нужно поместить в другое, более удобное место.
К коробке передач пока никаких претензий нет. Только предложил бы заводским конструкторам изменить передаточное число заднего хода: иногда не хватает тягового усилия при выезде назад из тяжелого грунта.
В целом автомобиль неплохой и, что самое главное, нужный. Особенно в хозяйстве арендатора да и на личном подворье сельского жителя.