Если в других странах колеса одевают в цепи лишь любители ездить по снегу, то нашим согражданам без них порой не добраться до своих еще «не освоенных», но уже таких родных шести соток.
Какими бывают цепи противоскольжения и как ими пользоваться, рассказывает инженер А. СМИРНОВ.
Самые распространенные средства для повышения проходимости —грунтозацепы. Они встречаются нескольких видов, наиболее доступны цепи противоскольжения. Их основное назначение —увеличить сцепление колеса со скользкой опорной поверхностью благодаря вдавливанию в грунт (или снег) звеньев цепи, охватывающих шину.
В недавнем прошлом в торговую сеть поступали грунтозацепы двух типов: стержнево-цепные и цепные. Стержнево-цепные грунтозацепы дешевле и легче, поскольку на их изготовление идет меньше звеньев цепи, чем на вторую конструкцию. Стоимость разнится почти вдвое: в 1982 году —соответственно 10 и 17 рублей за комплект из двух грунтозацепов. Однако из-за ограниченной подвижности (эластичности) поясов стержневые не так легко, как цепные, монтируются на шину, их труднее распутать и ровно расстелить на грунте перед установкой на колеса, компактно уложить в машине. Эффективность тех и других одинакова.
Автор пользуется грунтозацепами стержнево-цепной конструкции на протяжении десяти лет, преодолевая отрезок пути от относительно хорошей дороги до домика в деревне 5 километров.
Были случаи, когда туда доезжал словно по асфальту, а ночью или с утра шел дождь, и тогда обратно —«на цепях».
Перед тем, как въехать на грунтовую дорогу, незнакомую или ту, по которой долго не ездили (особенно весной), рекомендую совершить пешую разведку до первого труднопроходимого участка. Переобуйтесь в резиновые сапоги и вооружитесь палкой или шестом, чтобы проверять глубину луж и твердость грунта. Разведка может придать уверенность: ведь нет непроезжих дорог и у земли-матушки действительно кора тринадцатикилометровой толщины, а уж под ней болотообразное по консистенции ядро. Если же в ходе разведки вы обнаружите хотя бы один сомнительный участок —надевайте цепи. Затраченное время может окупиться с лихвой тем, что не придется вытаскивать застрявший автомобиль. Учтите: установить грунтозацепы на застрявшую машину крайне трудно, а порой невозможно.
Для установки приспособлений выберите ровный участок на твердом грунте как можно ближе к труднопроходимому месту: длительная езда на грунтозацепах по твердой дороге нежелательна ни для автомобиля, ни для цепей, ни для пассажиров. Если грунтовая дорога сырая, остановите автомобиль на дороге с твердым или щебеночным покрытием непосредственно перед съездом с нее. Это облегчит монтаж грунтозацепов, а три-четыре метра, пройденные по асфальту или бетону, не принесут большого вреда ни автомобилю, ни дорожному покрытию.
Применяют три способа установки грунтозацепов на колеса. Первый —самый простой и быстрый, но самый «грязный», а порой и ненадежный. На грунтозацепы, разостланные как можно точнее посередине следа ведущих колес, надо наехать так, чтобы позади колеса оказалась только одна секция, снабженная двумя крючками —по одному на внутреннем и наружном поясе. Грунтозацепы уложите замками наружу (то есть от автомобиля), предварительно разведя (открыв) их ключом. Наехав колесом на грунтозацеп, наденьте его свободную часть на шину. Зацепите сначала крючок внутреннего пояса за его крайнее звено. Не страшно, если грунтозацеп окажется немного смещен в сторону внутреннего пояса. Потом расположите секции грунтозацепа равномерно по периметру шины, зацепите крючком крайнее звено с наружной стороны колеса и ключом поверните (закройте) замки. Если цепь неплотно охватывает шину (смещаются пояса, свободно перемещаются поперечные звенья), откройте замки и переставьте крючок наружного пояса еще на одно-два звена, снова закройте замки и проверьте, насколько плотно грунтозацеп охватывает шину. Чтобы свободные концы цепи наружного пояса не били по кузову, подвяжите их бечевкой или проволокой к стержню или звеньям цепи. При запирании замков не прикладывайте чрезмерных усилий, лучше переставьте крючок на одно звено назад. Установив грунтозацепы, нужно проехать три-четыре метра вперед и назад, чтобы убедиться, что они, во-первых, не задевают за детали автомобиля, во-вторых, плотно и равномерно охватывают шины. Если что-то окажется не в порядке, найдите причины и устраните дефект. Для этого откройте замки и сориентируйте грунтозацеп на шине так, чтобы дефект (касания элементов конструкции, слабый охват шины) исчез при повторном закрывании замков. Если есть достаточный навык, грунтозацепы устанавливают этим способом с одного раза. Неудобно только зацеплять крючок за звено внутреннего пояса. Приходится вставать на колени или ложиться под машину. Поэтому возьмите с собой рабочую куртку с брюками или халат и непромокаемую подстилку.
Второй способ более «гигиеничен» и надежен, но требует больше времени. Поочередно поднимите домкратом и смонтируйте грунтозацепы на ведущие колеса, как описано выше. Проконтролировать, не задевают ли грунтозацепы за кузов, и устранить дефекты можно при вывешенном колесе. Достаточно одной попытки, чтобы правильно установить приспособление. Не пренебрегайте проверкой установки грунтозацепов движением назад и вперед (3—м) —это вселит уверенность, что грунтозацепы не соскочат в самый неподходящий момент. Основной недостаток способа: приходится высаживать из автомобиля всех пассажиров (а иногда и вынимать груз), чтобы вывесить ведущие колеса домкратом.
Третий способ —самый филигранный: для очень тщательной установки грунтозацепа надо снять с автомобиля колесо. И все-таки рекомендую прокатиться после монтажа взад-вперед, чтобы убедиться в отсутствии дефектов. Этот способ может оказаться самым быстрым и самым «чистым»: все зависит от навыков, дорожных и погодных условий. Выбирать —вам.
Труднопроходимые участки (где вы заранее проверили глубину, вязкость и так далее) преодолевайте сходу на второй передаче. Помните, нельзя допустить пробуксовки ведущих колес, оснащенных грунтозацепами: если сильно взрыхлить ими грунт, колесо углубится в него еще больше —не ройте себе яму! Если остановились на тяжелом участке, попробуйте отъехать насколько можно назад и, набрав скорость, снова двигайтесь вперед. Не исключено, что преодолевать труднопроходимое место придется в несколько таких попыток (этот способ используйте, только когда хорошо знаете особенности участка). Вы увереннее преодолеете труднопроходимое место, высадив пассажиров и даже выгрузив часть багажа, чтобы колеса не увязали глубоко в грязи (или снегу), тогда и редкая пробуксовка не так опасна. На тяжелом участке полезно снизить давление во всех шинах до 1 кгс/см" (не ниже, иначе шина провернется на ободе), после чего проверить надежность крепления грунтозацепов.
Преодолев один участок, проведите разведку следующих. Не пренебрегайте ею, пока не изучите и не запомните особенности всех труднопроходимых мест на вашем пути.
Бывает, что не удается самостоятельно выбраться из грязи ни назад, ни вперед, хотя автомобиль разгружен и пассажиры (или другие помощники) прилагают все силы, чтобы сдвинуть его с места. Не падайте духом. Попытайтесь вывесить домкратом (в несколько попыток) увязшие колеса и подложить под них куски досок (без гвоздей!), палки, ветки, другие подходящие предметы, разумеется, кроме консервных банок, металлических или стеклянных. В дальнейшем желательно возить с собой две метровые доски толщиной 40 мм (лучше с набитыми поперек мелкими рейками, прутками, уголками). Удобнее, когда досок четыре, чтобы перекладывать их по мере освобождения из-под колес. Если и они не помогут, придется искать буксир —грузовик или трактор. Если вы сами себя не «зарыли», значит, сможете вытащить машину без посторонней помощи.
В дождь или сразу после него автомобиль с грунтозацепами уверенно движется даже по толстому слою жидкой грязи: пока нижний слой грунта не успел впитать влагу и остается достаточно твердым. Подсохшая грязь похожа на тесто, она забивает звенья грунтозацепов, превращая колесо в гладкий жернов. Поэтому проезжайте такие участки порожняком и не старайтесь миновать лужи (если они не глубокие), чтобы вода смыла налипшую на колеса грязь.
Приехав на место, осмотрите автомобиль, очистите от грязи и посторонних предметов (травы, веток и др.) колеса, обратив особое внимание на грунтозацепы. Если вы возвращаетесь назад не скоро, не раньше чем через три часа, откройте замки грунтозацепов. сняв тем самым внутренние напряжения в них и в шинах. Не забудьте перед выездом вновь закрыть замки! В противном случае рискуете не только застрять в первой же луже, но и повредить детали автомобиля (кузов, подвеску, трубопроводы тормозов и т. п.). Кроме того, снять соскочивший, как правило, под автомобиль и запутавшийся грунтоэацеп (да еще в грязи!) дело не простое.
Окончательно снимать грунтозацепы рекомендую на том же месте, где вы их надевали. Однако если есть необходимость освободиться от них (просохла дорога, найден объездной хороший путь), можно это проделать и раньше, стараясь следу колеса и скатите с него автомобиль. Аналогично поступите и с другим колесом. Имейте в виду: возможны совпадения, когда на обоих колесах крючки внутренних поясов одновременно окажутся в доступной для расцепки зоне, и тогда вам не придется дважды передвигать автомобиль. Снятые «цепочки-выручалочки» нужно немедленно очистить от грязи, промыв их в луже, ручье и т. д., в худшем случае вытереть о траву (потом непременно вымойте дочиста!). Вымытые грунтозацепы тщательно вытрите сухой тряпкой. Особое внимание уделите замкам: проверьте работоспособность и при обнаружении дефектов устраните их. Наконец, протрите грунтозацепы любым маслом или заверните в слегка промасленную тряпку и уложите 8 специально предназначенный для их хранения мешок (сумку, пакет) из прочного влагонепроницаемого материала. Туда же положите ключ от замков. Удобен школьный портфель или ранец из кожзаменителя, тем более что там есть дополнительное отделение, куда можно положить ключ, бечевку или проволоку, которой подвязывают свободные звенья цепи, щетку для мытья грунтозацепов и т. п. Чтобы приспособления всегда были готовы к использованию, содержите их в чистоте, не допускайте появления коррозии (особенно на замках), иначе монтаж, да еще под дождем, превратится в мученье. Перед поездкой положите грунтозацепы рядом с домкратом так, чтобы выгрузить их, не перекладывая багаж.
Грунтозацепы можно сделать самим, используя цепи с диаметром проводки 2…3 мм и «окном» звена 15…25 мм. Если есть выбор из нескольких сортов (размеров) цепей, то из более крупной сделайте перемычки. В качестве замков годятся защелки, подобные тем, что у молочных бидонов.
При недостатке звеньев цепи можно изготовить «браслеты» не менее чем по одному на каждое ведущее колесо. Такие устройства положительно оценили те автомобилисты, которые не смогли приобрести полнокомплектные цепи противоскольжения. Браслеты обладают и некоторыми преимуществами: благодаря простоте конструкции их можно надевать прямо там, где застряли (поочередно: один, второй и т. д., пока не выберетесь), и снимать сразу после труднопроходимого участка. Браслеты заводского изготовления снабжены болтами с ушком или более совершенными быстродействующими замками. Их можно заменить обыкновенными болтами или шпильками. На автомобилях, у которых диски колес без перфорации (ЗАЗ-965, -966, -968 и модификации), в них можно сделать два или четыре отверстия диаметром не более 14 мм.
К недостаткам следует отнести то, что количество устанавливаемых на колесо браслетов не может превышать количество окон (прорезей) в диске колеса. Поэтому при движении «на браслетах» ударные нагрузки на трансмиссию автомобиля больше, поскольку в зацеплении с грунтом оказывается только один браслет, а очередь другого наступает при пробуксовке свободного («голого») участка шины. Конструкция же грунтозацепов (цепей противоскольжения) рассчитана таким образом, что в контакте с опорной поверхностью всегда две цепи и нагрузка на трансмиссию почти постоянна при заданном положении педали газа. Вдобавок браслеты оставляют следы на поверхности диска и обода, какими бы предохранительными устройствами вы ни пользовались.
Рекомендации для езды с браслетами те же, что и при эксплуатации полнокомплектных грунтозацепов.
К сожалению, сегодня из продажи исчезли все упомянутые средства повышения проходимости, хотя они так необходимы многим автолюбителям. Налаживание (точнее, восстановление) их производства будет выгодно и изготовителю, и потребителю.