Представьте, что вам понадобилось купить в Берлине запасную часть для своего автомобиля. Намерение вполне понятное: и здесь, на обеспеченном Западе, все больше владельцев делают ремонт сами или прибегают к помощи знакомых. Ведь цены на запасные части, а главное, на услуги авторемонтных мастерских неуклонно ползут вверх. «Так за чем дело стало! —воскликнет читатель.—Там, наверно, магазины с деталями на каждом шагу».
Оказывается, наоборот: магазинов, торгующих запасными частями так, как это принято у нас, в Германии не существует. Нет залов с витринами, где под стеклом лежат детали, назначение которых под силу определить только специалисту. Не загромождают проходов двигатели. Не навалены грудами кузовные детали (если их вдруг привезли). Словом, здесь не торгуют по принципу «Что Бог послал». Запчасти продают на центральных складах автомобильных фирм, занимающихся также сбытом и ремонтом своих машин. Эти помещения не похожи на магазин, лишь кое-какие аксессуары в витринах напоминают, что здесь имеют дело с автомобилями.
Когда подойдет ваша очередь (а ждать порой приходится около часа), продавец вызовет на экран нужную страницу каталога и вы сможете объяснить, какая деталь вам понадобилась. Конечно, предъявив предварительно техпаспорт, из которого он выпишет необходимые сведения (модель, год выпуска, номер кузова и шасси). Еще через 30—минут вам вынесут нужную деталь, разыскав ее на огромном складе. Но вашу радость почти наверняка омрачит сумма счета. Да, цены высоки: ведь немалую долю прибыли автомобильные фирмы получают именно от сбыта запчастей.
Есть и другой, более выгодный путь. Нужную деталь или узел гораздо дешевле купить у одной из фирм, занимающихся оптовыми поставками для так называемых свободных мастерских, то есть не связанных контрактами с производителем автомобилей. Я хочу познакомить вас с работой одного из предприятий оптовой торговли —фирмой «Фриц Циглер». В нее входят магазин спортивных автопринадлежностеи и аксессуаров и отдел оптовой торговли. Благодаря прямым контрактам с предприятиями, которые делают комплектующие для собственно автомобильных фирм, «Фриц Циглер» получает значительные скидки, что позволяет продавать запчасти по весьма доступным ценам. В широком ассортименте здесь ремни, тормозные колодки, фильтры —словом, то, что быстрее изнашивается или требует периодической замены. Присмотревшись к маркировке деталей и узлов, вы обнаружите, что у автомобилей разных марок на сходных по назначению деталях эмблемы одних и тех же фирм. Это не удивительно: «Мерседес-Бенц» не делает, скажем, аккумуляторы, БМВ не усложняет себе жизнь выпуском амортизаторов, а «Фольксваген» не производит тормозные колодки. Каталоги изготовителей запчастей есть на фирме Цнглера, а ее сотрудник поможет быстро сориентироваться в них.
Самую значительную скидку вам сделают на детали оперения. В Германии есть завод, выпускающий передние и задние крылья, капоты, пороги и т. д. для машин разных марок. Причем некоторые детали он делает даже такой конфигурации, какой не найдешь у производителя автомобиля. Подобные детали изготовляют для ремонта кузовов, подвергшихся коррозии: их форма позволяет восстановить разрушенные участки кузова, например нижнюю часть («закат») заднего крыла, которую вы приварите к «родному», отрезав от него сгнивший участок. Понятно, это обойдется дешевле, чем замена всего крыла.
На фирме «Фриц Циглер» есть принадлежности и приспособления на все случаи, например, безразмерный ремень вентилятора, который подойдет к любому двигателю. Чтобы его установить, не нужно иметь навыков автослесаря: вы поставите ремень сами и благополучно доедете до мастерской. А в этом небольшом свертке —ветровое стекло из тонкой прозрачной пленки для машин, у которых штатное стекло закаленное и разлетается вдребезги от любого камушка. Такую пленку легко закрепить в проеме, чтобы добраться до места, где ее можно заменить обычным стеклом. Как не вспомнить наши грузовики и автобусы с листом фанеры в оконном проеме, в котором вырезаны два «смотровых окна». Им бы такое стеклопленку!
Вот пневмодомкрат, представляющий собой подушку, наполняемую выхлопными газами. Здесь разные по сложности, уровню защиты (и цене) противоугонные устройства «Бош». А там магнитолы «Блаупункт» (кстати, это торговая марка фирмы, также входящей в концерн «Бош»). Есть и багажники на крышу для велосипедов. Рядами, словно кресла в театре, стоят спортивные сиденья знаменитых фирм «Рекаро», АСС. Они плотно прилегают к телу водителя, создают отличную опору для таза и позвоночника, а многочисленные возможности регулировки позволяют подобрать удобную, неутомительную посадку. Среди покупателей спортивных сидений больше всего водителей такси. И хотя сиденья дороги —1500—марок (за эти деньги вполне можно купить машину на ходу), профессионалы не экономят на здоровье.
На фирме оборудован специальный стенд с инструментом и приспособлениями для ремонта машин. Чтобы проверить герметичность системы охлаждения, используют несложное устройство в виде насоса с манометром: его устанавливают вместо пробки радиатора, рукой создают давление, и если есть неплотности, из них тут же появится жидкость. Щипцы, которыми снимают маслосъемные колпачки клапанов при замене. Магнит на гибком стержне —доставать детали, упавшие в картер двигателя или под капот. Приспособление в виде массивных клещей, которым можно обрезать часть выпускной трубы, не демонтируя систему. Ключ для подтягивания хомутов на шлангах —тоже с гибким стержнем. Резиновая трубка, которая необходима как держатель при замене свечей на шести и восьмицилиндровых моторах, где подобраться к ним порой очень трудно. Свечу страгивают с места ключом, затем выворачивают и извлекают, удерживая гибкой трубкой. Точно так же свечу ставят на место. Этим приспособлениям можно посвятить целую статью.
Коммерческий директор фирмы «Фриц Циглер» г-н Книт доволен гем, как идут дела: оборот немалый, «гешефт» расширяется. Предполагается открыть филиалы в странах Восточной Европы, в том числе и в СНГ, ведь основная часть ввозимых к нам машин —подержанные. Г-н Книт подумывает и о создании здесь совместных предприятий по продаже запасных частей и ремонту иномарок.