Издавна в нашем сознании слова «запчасти» и «дефицит» сплелись в единое, нерасторжимое понятие. За последнее время, однако, ситуация резко изменилась: прилавки заполнились и производят впечатление относительного благополучия (речь не о ценах, а о наличии товара). Движущей пружиной такого поворота стала деятельность всякого рода малых предприятий, кооперативов, индивидуалов. Но в этом же кроется и причина того, что победа оказалась не абсолютной. На смену острой нехватке товара пришел коварный враг —кустарщина.
Мы уже перестали удивляться, когда, к примеру, тормозные колодки действуют наподобие абразива и стачивают диски вместо того, чтобы изнашиваться самим; ремень генератора после короткого пробега превращается в пастуший кнут; добавка к моторному маслу не увеличивает, а сокращает ресурс двигателя. Перечень этот, увы, можно продолжать и продолжать.
Понятно, что в таких условиях люди начинают пугливо сторониться изделий, предлагаемых сомнительными, безвестными изготовителями. Ведь если уж отдавать немалые деньги, то за продукцию солидной фирмы, сама марка которой служит гарантией качества. Вот только где ее найти, такую продукцию?
Самое надежное решение —обратиться туда, где торгуют импортными деталями. И в газетах, и на экране телевизора мы видим рекламу таких магазинов, однако интереса она не вызывает, поскольку заканчивается сакраментальными словами «оплата в СКВ». Впрочем, иной раз обстоятельства могут быть настолько безвыходными, что заставят пойти на покупку небольшой порции валюты, а потому полезно знать, какие новые возможности при этом откроются. Получить ответ мы решили чисто практическим путем, посетив несколько фирменных торговых точек.
Атмосфера подобного визита вызывает приятные ощущения. Толчеи нет, продавцы вежливы, внимательны и разговаривают с вами неспешно. К тому же неплохо ориентируются в технике: им не надо ничего растолковывать, достаточно назвать марку своей машины и выслушать всю необходимую информацию. Что же касается ассортимента запчастей, то с этим вопросом дела не столь блестящи: в одном месте выбор побольше, в другом победнее, а в целом до изобилия далеко.
Однако кое-что все же есть, причем это кое-что, как правило, отменного качества. Вот, скажем, диски сцепления знаменитой фирмы «Фихтель унд Сакс», приборы зажигания «Бош», аккумуляторы от известнейших изготовителей —у понимающего автомобилиста, честное слово, слюнки текут. К тому же все красиво и нарядно, в прекрасной упаковке.
Но цены! Нужно обладать крепкими нервами, чтобы сохранять спокойствие, пересчитывая цифры на этикетках в родные рубли. И дело вовсе не в том, что эти цифры как-то искусственно вздуты; нет, цены обычные, не выше средних европейских. Просто зарабатываем мы по сравнению со средним европейцем прискорбно мало, или курс рубля безбожно занижен и не соответствует истине, или и то и другое вместе. Но это уже тема совсем другого разговора. Пока же, отваживаясь на валютную покупку, остается утешать себя пословицей «дорого, да мило».
Теперь немного о частностях.
Торговая фирма «Совинтеравтосервис» продает популярную на Западе электронную охранную сигнализацию «Блоктроник», выпускаемую концерном «Бош». При магазине есть мастерская, где систему смонтируют на автомобиль, однако цена при этом увеличивается на 25 %. Тем не менее, как утверждают продавцы, их мастерская почти никогда не пустует.
Акционерное общество «Интер МТД» в основном продает детали английской фирмы «Унипарт», но, кроме того, предлагает широкий ассортимент нефтепродуктов известного концерна «Бритиш Петролеум» (сокращенно Би-Пи), с которым сотрудничает напрямую. Здесь и моторное масло высшего класса SG/CD (цена примерно три доллара за литр с колебаниями в зависимости от расфасовки), и масло классом пониже и подешевле, и трансмиссионное масло класса G5, и еще многое другое.
Словом, если вы человек состоятельный или, как минимум, способны в критический момент решиться на серьезную «финансовую инъекцию» для лечения своей машины, то дорогу в валютный магазин следует знать. Для тех, кого заинтересовали объекты нашей познавательной экскурсии по Москве, сообщаем адреса: Краснопресненская наб., Экспоцентр («ИнтерМТД»); Институтский проезд, 2/1 («Совинтеравтосервис»); Киевская ул., 8 («Интеравтоцентр»).
В заключение надо заметить, что на валютную торговлю запчастями мы смотрели глазами автомобилиста, который ездит на машине отечественного происхождения. Владелец иномарки, несомненно, найдет для себя больше интересного —предлагаемый ему ассортимент намного шире.