Многие технические новости с Запада первыми приносят раллисты. Они держат нос по ветру, много контактируют с зарубежными коллегами и ревностно следят за ними. Так вот, где-то в середине семидесятых они заметили, что у «западников» есть баллончики с какой-то жижей, которую пускают в ход при всякой работе —и с механикой, и с электрикой. Выяснилось, что ничего секретного тут нет: многие крупные химические концерны выпускают однотипные «ширпотребные» препараты, в названиях которых варьируется прилагательное «многоцелевой».
На московской выставке 1978 года такие баллончики показала известная бельгийская фирма «СКС». Последовали соглашения, включились разработчики из ВНИИНП и ПТБ Союзбытхима, а вскоре товарный продукт под названием «Унисма» (то есть универсальная смазка) начали делать в Литве и в Новосибирске. Шума не было: если гонщики мгновенно улавливают свою выгоду, то автолюбители недоверчивы и туговаты на раскачку. Да и не ведали они ничего, поскольку торговля работала по принципу «в одном месте завал, во всех других —пустота». Специалисты-химики тоже сохраняли спокойствие: они-то свое дело сделали, даже придумали аббревиатуру ЗВВС (защитный во-довытесняющий состав), обозначающую всю группу продуктов.
Что же такое ЗВВС, какая от него польза?
Вначале несколько слое о том, из чего он состоит. Примерно треть —основа в виде масла, обычно минерального, иногда синтетического или полусинтетического. Почти такая же доля приходится на растворители —нефтяные и хлор или фторорганические. Остальное —ингибиторы коррозии и водовытесняющие компоненты, а также антифрикционные, противоокислительные и противоизносные присадки.
Набор, как видим, с очень широким спектром действия. Так и есть на самом деле, что можно проиллюстрировать несколькими примерами.
Скажем, надо отвернуть приржавевшую гайку. После смачивания жидкостью и некоторой выдержки эта операция должна увенчаться успехом (если, разумеется, сама гайка в основе еще здоровая). Кто-то
может сказать: а я в таких случаях обхожусь керосином, он неплохо помогает. Спору нет, керосин гораздо лучше, чем ничего, но специальный состав еще намного эффективнее.
Заскрипели, стали заедать петли капота (или дверей, или замки дверей и т. п.). Масло в такие зазоры проходит трудно, керосин не служит смазкой, а ЗВВС успешно выполняет и то, и другое, да еще растворяет образовавшуюся ржавчину и привносит сюда антифрикционный компонент.
В труднодоступном месте кузова отслоилась краска, металл начал ржаветь, поскольку от воды не убережешься. Словом, нужен хороший ремонт с зачисткой, грунтованием, подкраской, но такую работу быстро не организуешь, до нее надо дожить. Пока же смачиваем поврежденное место порцией ЗВВС (секундное дело, не требующее усилий). Препарат «подлезает» под влагу и закрывает металл слоем жидкого масла с ингибитором коррозии. Защита, конечно, временная, но хорошая.
Еще один жизненный случай: двигатель никак не заводится из-за влаги на деталях системы зажигания. Такое бывает после мытья мотора, езды по глубоким лужам, а также при холодном пуске в очень сырую погоду. Простенькая операция —легкое опрыскивание свечных проводов, катушки и распределителя —возвращает мотор к жизни. В крайнем случае придется дополнительно отстегнуть крышку распределителя и немного «пшикнуть» внутрь.
Наконец, то, с чем сталкивается каждый автомобилист,—замерзание замков. Чтобы избежать этого, обычно используют тормозную жидкость, но она, во-первых, не отличается хорошей «ползучестью», во-вторых, вредна для краски. Безвредна тормозная жидкость старого типа, не гликолевая, а спиртокасторовая. Да только где она теперь? Что же касается ЗВВС —он и «ползучий», и смазывающий, и влагу вытесняет, и краску не портит.
Подобных ситуаций можно придумать еще много, но принцип, видимо, ясен. Аэрозольный баллончик с ЗВВС (неплоха и полиэтиленовая масленка с тонким носиком) может помочь во многих случаях, убережет от многих неприятностей. Вопрос в другом: где его взять?
«Унисму» (последние модификации с индексами «1» и «2») понемногу выпускают прежние производители, но кто и где ее реализует —вопрос сложный. По некоторым сведениям, продукты ЗВВС делают и кооперативы. В Москве, например, неоднократно встречался препарат с не слишком удачным названием «Комплекс»; при опробовании он вел себя удовлетворительно. Кроме того, изделия видных западных химических концернов есть в магазинах, торгующих автопринадлежностями за валюту (цены там, увы, рассчитаны на тугой кошелек).
Кстати, в ассортименте упомянутых западных фирм встречаются и жидкости узкого назначения: для быстрого удаления ржавчины, для запуска отсыревших двигателей. В принципе это те же ЗВВС, у которых смещены пропорции компонентов с тем, чтобы усилить какое-то одно свойство за счет других.
Последняя новость в этом деле заключается в следующем. Акционерное общество «Аргуссофт» (Москва, тел. 288-36-02) взялось продавать импортный продукт WD-40. Делают его в Англии, что звучит солидно. Правда, нашим специалистам это изделие пока незнакомо, однако на западном рынке оно конкурентоспособно и не уступает продукции известных нам изготовителей. Цену назначили такую (по состоянию на начало года): аэрозольный баллончик 100 мл —500 рублей, канистра 5 л —11 тысяч рублей. Недешево, но в общем достижимо и для владельца автомобиля, и для работников частного сервиса. Сравнивать WD-40 с нашей «Унисмой» трудно, поскольку объективных лабораторных данных для такой оценки нет. Чисто потребительское знакомство с WO-40 показало, что препарат хорош, но и на «Унисму» мы до сих пор не жаловались.
Словом, ЗВВС в любом исполнении вещь полезная, главное —встретить в продаже и быть при деньгах.