Весной в предвыходные дни мы каждый год наблюдаем, как вереницы перегруженных легковых автомобилей горожан-дачников устремляются за город. Все необходимое для жизни на даче погружено на крышу машины, поскольку ни в какой багажник все это не поместится. В лучшем случае для транспортирования громоздких грузов используют прицеп.
И это только начало. У каждого уважающего себя дачника на лето имеются грандиозные планы по достройке и перестройке своей летней «резиденции». А следовательно нужно везти доски, фанеру, гипсокартон, да и мало ли что еще потребуется.
Перевозки таких грузов на легковом автомобиле (даже с прицепом) не только проблематичны, но и небезопасны. Скользкая неосвещенная дорога, сильный ветер или вынужденное резкое торможение могут привести к опрокидыванию машины, центр тяжести которой поднят чрезмерно высоко из-за нагрузки багажника на крыше.
При транспортировке груза очень важно хорошо его крепить. Автолюбители знают множество случаев, когда оторвавшийся верхний багажник становился причиной дорожно-транспортного происшествия. Опасна и потеря небрежно закрепленного груза (и с прицепа —тоже).
Из сказанного можно сделать один вывод: легковой автомобиль предназначен только для перевозки пассажиров с багажом ограниченного веса и габаритов. А установка на его крышу грузовой платформы-багажника мало что дает. При размещении на крыше груза даже малого веса эксплуатационные качества машины резко снижаются.
Не случайно автозаводы выпускают полугрузовички с кузовом пикап. Но и такой автомобиль (или прицеп) для грузовых перевозок длинномерных грузов следует доработать (конечно же —в рамках, дозволенных ГИБДД).
Самый простой и надежный вариант доработки —это установка в кузове пространственной рамы из металла или дерева. Деревянная рама предпочтительней. При перемещении груза от дорожной тряски (что совершенно неизбежно, как бы туго вы не привязывали груз) деревянный опорный брус рамы истирает груз не так интенсивно, как металлический. Кроме того, дерево хорошо поглощает ударные нагрузки и звук.
Вся конструкция представляет собой пару Н-образных рам, устанавливаемых по бортам кузова и соединяемых спереди и сзади горизонтальными поперечными брусьями. Брусья врезают в стойки так, чтобы длинномерный груз (доски, трубы, арматурные прутья, листы…) находился несколько выше крыши пикапа.
Стойки размещают в углах кузова автомобиля или прицепа. Вес перевозимого груза воспринимают стойки и лежащие на бортах опорные брусья. Соединяют детали деревянной рамы между собой болтами с увеличенной полукруглой головкой и усом, а к автомобилю (прицепу) раму крепят болтами сквозь обшивку кузова. Если болт попадает не на усиленный «коробчатый» элемент кузова, а проходит сквозь тонкий лист обшивки, то необходимо под головку (кроме шайбы) подложить металлическую накладку.
Прочность рамы и ее крепление периодически проверяют. Вы убедитесь в необходимости этого сами при протяжке болтов через несколько десятков километров пробега. Металлическая рама требует не меньшего внимания. Ее нужно регулярно осматривать (особенно сварные швы) для выявления усталостных трещин.
Короткие верхние части вертикальных стоек, торчащие над поперечными брусьями, хорошо страхуют груз от потери в дороге, но не исключают необходимости надежно его увязывать в пакет (или пакеты) и скреплять с рамой. Имеющиеся в продаже эластичные шнуры и ленты, снабженные зажимами и храповыми стяжками, а тем более резиновые «крабы» и бельевые веревки, завязанные «бабьими» узлами, для крепления совершенно не годятся и использование их чрезвычайно опасно. Такелажная практика (особенно ее флотский опыт) показала, что нет ничего надежней и универсальней хорошей длинной веревки.
Веревка для строповки грузов в нашем случае должна быть диаметром около 10 мм с гладкой поверхностью и минимальным удлинением под нагрузкой. Для большинства возможных ситуаций достаточно иметь ее длиной около 15 м.
При покупке помните, что веревка из полипропилена мало удлиняется, но она жестковата на изгиб и ее трудно завязывать и сворачивать в бухту. Нейлоновая —более гибкая и удобная в работе, но растягивается и из-за этого плохо держит груз. Эластичные веревки находят ограниченное применение только для стягивания концов длинных предметов в пакете. Кроме того, они распускаются при повреждении нитей и под нагрузкой теряют
форму. Такие скрученные веревки не рекомендуются для строповки грузов, и на них не легко делать узлы, а развязать —вообще бывает невозможно.
Лучшим для строповки будет используемый на яхтах мало растягивающийся канат из дакрона. Его выпускают различных диаметров. Такой канат среднего качества и цены можно приобрести в магазине, торгующем предметами для парусного спорта. Поверхность его бывает гладкой или слегка шероховатой. С шероховатым канатом удобней работать руками, зато гладкая поверхность позволяет его хорошо затягивать на раме и в узлах.
Для надежной и удобной строповки на раму устанавливают специальные элементы для крепления веревки. Чаще всего встречаются три типа этих устройств, с давних времен применяющихся на флоте для крепления к ним канатов: планка с зацепами, крюк, кольцо или скоба.
Наиболее прочна и универсальна —планка с зацепами. Крюки тоже удобны для быстрой строповки. Кольца и скобы имеют один недостаток для надежного крепления приходится сквозь них пропускать всю веревку.
Во многом сохранность груза и безопасность перевозки зависит от правильной его укладки. Перед погрузкой рассортируйте перевозимые материалы по длине и размеру. Избегайте укладок в пачки, у которых ширина намного больше высоты. Широко уложенные пиломатериалы трудно связать вместе, и при движении они будут свободно колебаться, перемещаясь по раме. Лучше уложить, например, дюжину досок 50×100 мм в пачку из 3-х рядов по горизонтали и из 4-х —по вертикали (300×200 мм), чем – 6 по 2 (600×100 мм).
Каков бы ни был размер пачки, она не должна выступать над стойками рамы. Правда, остается возможность поставить к стойкам на ребро широкие доски (200×50 мм), а к ним прижать груз. При этом нужно следить, чтобы не перегрузить авто или прицеп.
Пиломатериалы одинаковой толщины, но разной ширины можно грузить подряд, стараясь уложить их в пакет одинаковой ширины. Если кроме досок разной толщины попадаются еще доски разной ширины и длины, лучше разделить груз на две части и каждую из них крепить отдельно к противоположным сторонам грузовой рамы. Например, при одновременной перевозке деталей каркаса будущего хозблока и чистовой обшивки.
При погрузке короткие пиломатериалы надо класть вниз, хотя с первого взгляда
это кажется и неправильным. Короткие доски будут служить опорой для длинных, и их колебания, которые возникают на поворотах или ухабах, будут сведены к минимуму. Чтобы концы длинных досок не «хлопали» друг друга при перевозке, их надо связать вместе. Существует хороший прием – в качестве несущего элемента заложить в пачку прочную доску. Не забудьте на выступающих за задний борт кузова концах длинномерного груза повесить красный флажок.
Панели (фанера, столярные доски или листы гипсокартона) должны быть по возможности раскроены так, чтобы их можно было поместить на дне кузова. Лучший способ —при перевозке ставить панели вертикально и привязывать их к грузовой раме. Это прекрасное решение, если кузов достаточно большой и для крепления у вас есть надежная веревка.
Если вам придется везти панели на грузовой раме сверху, то положите их на три длинных доски сечением 50×100 мм. По одной доске —под каждый край панелей, а третью —по их середине. На грузовой раме панели выравнивают по длине и ширине и одной стороной прижимают к стойкам рамы. При строповке панелей к поперечным брусьям канат пропускают с одного угла вокруг центральной доски на другой угол. Такая строповка придает грузу большую жесткость и не позволяет ему перемещаться вперед или назад.
С одного взгляда можно определить, правильно и надежно ли привязан груз. Если вы увидите ожерелье полуштыковых, рифовых, «бабьих» и других узлов, то очевидно человек, который их навязал, не знает, что он делает.
В морской практике для работы с канатами отработано и проверено множество специальных узлов. Они универсальны и позволяют использовать веревку для надежного крепления перевозимых предметов к грузовой раме. Хороший узел легко завязывается, прочно держит груз и его можно легко развязать. Описанные в статье узлы удовлетворяют всем этим требованиям.
Например, полуштыковые узлы широко используются для надежной строповки, но там, где веревка постоянно натянута. Этот узел нельзя развязать до тех пор, пока натяжение веревки не ослабить. Не годятся полуштыковые узлы там, где оставшийся конец веревки придется использовать для дальнейшей вязки других пакетов груза.
Беседочный узел —исходный узел строповки. Его петлю всегда завязывают с одного конца длинной веревки, а обвязку выполняют свободным концом. Еще два узла, наиболее часто применяемые при строповке груза.
Крепление груза начинают с набрасывания петли беседочного узла на штырь планки или крючок. Петлю можно продеть и через кольцо или скобу. Начинают строповку на машине с планками, пропуская петлю беседочного узла под нижний ее штырь, а затем набрасывая ее на верхнюю часть вертикальной стойки. Затем пропускают конец над грузом, вокруг поперечного бруса рамы и обратно под грузом. Каждый раз при изменении направления натягивают веревку как можно туже. Одной рукой тянут, другой —подают ее. После завершения обвязки груза свободный конец опускают назад к штырю и к следующей планке с зацепами для повторения процедуры обвязки пакета досок.
Если вы хотите очень сильно затянуть груз, для подтяжки веревки воспользуйтесь такелажным узлом. Этот прекрасный узел обладает способностью удвоить усилие при затяжке узла. Такелажный узел делают в середине веревки, а ее конец используют для дальнейшего крепления груза.
Иногда начинают строповку, пропуская петлю беседочного узла под поперечный брус и верхнюю часть стойки грузовой рамы.
Другой способ привязки веревки к крюку буксирным узлом показан на рис. 3. Этот узел применяют еще и в конце строповки груза, если не хватает длины веревки или нет места для крепления такелажным узлом. После знакомства с буксирным узлом, вы можете его также применить для крепления веревки на грузовой раме.
Никогда не торопитесь и продумывайте последовательности строповки. Например, если нужно использовать обе стороны грузовой рамы, следует убедиться, что веревки хватит, чтобы перевязать обе пачки. Продуманная строповка обычно выполняется быстро и эффективно. После строповки груза надо проехать несколько километров и, съехав с дороги, проверить надежность крепления.
Раскрепление груза при разгрузке производят в порядке, обратном строповке. Веревка освобождается легко, особенно если ее завязывают беседочным узлом. После разгрузки веревку укладывают в бухту, сворачивая на одном запястье (рис. 5). При сматывании ее вокруг запястья и локтя веревка не будет висеть свободно и непременно свернется в петли. Бухту обматывают несколько раз концом с беседочным узлом, который, чтобы сформировать петлю для руки, пропускают под верхние петли бухты.