В январском номере журнала «Отокар энд мотор» за 1990 год есть такая заметка «Советы должны строить британский родстер?» Речь в ней о спортивной машине, которую, по словам ее конструктора Энтони Стивенса, наметили выпускать его русские партнеры. Он ссылается на поддержку НАМИ и одного американского банка. По словам журнала, связь «Рилайента» (так называется английская фирма, которую представляет Стивене) с НАМИ идет с 1988 года.
И все было бы прекрасно, если не проблема капиталовложений. Стивенсу нужно было около 2,5 миллиона фунтов, но охотников вложить такие средства в маленькую фирму, проводящую к тому же одномодельную политику, не нашлось. Недавно завод «Рилайент» приобрела английская фирма «Бинс индастриз», а в ноябре прошлого года российская фирма «Автокам» демонстрировала в Москве на выставке «Автоиндустрия-92» два экземпляра (белого и красного цвета) спортивной машины «Симитар-Автокам». На выставке стало известно, что на 42 % «Рилайент» принадлежит «Автокаму». Одно из предприятий «Автокама» в Сосновом Бору (Ленинградская область) нацелено на тысячу «симитаров» в год.
Конструкция этой модели такова, что машина ориентирована на мелкосерийное производство. Двигатель «Форд» или «Ниссан», многие узлы тоже покупные. Для изготовления стеклопластиковых панелей кузова в таких масштабах не нужна дорогостоящая оснастка, короче, все говорит за то, что «Симитар» можно было бы освоить на одном из российских заводов и расплачиваться за комплектующие изделия готовыми машинами.
Наверное, было бы логично проработать вариант комплектации автомобиля агрегатами и узлами отечественного производства (аналогичное решение предложено НАМИ для спортивной модели «Ода».
Бесспорно, в английском прототипе заключено много «но». Автомобиль с тентом из-за активности уличных грабителей у нас непрактичен, и показанный на выставке быстросъемный жесткий верх не решает проблему. Модификация с кузовом «купе» —выход из положения, но ее надо разработать. Смущает малый дорожный просвет «Симитара» —всего 150 мм, хотя в сравнении с нашими моделями он не так уж и мал: «Ока» —150 мм, «Таврия» —162, ВАЗ-2107 —163, ВАЗ-2108 —160 и «Москвич-2141» —140 мм. «Симитар-Автокам» комплектуется разными колесами с шинами размером не только 175/70R13, но и 185/60HR14 и 195/50HR15. Возможны варианты с отечественными 14-дюймовыми.
Левое расположение руля не проблема —на «Автоиндустрии-92» стояли образцы машин с рулями на левой стороне. Безусловно, в конструкцию придется внести немало изменений, которые бы отражали специфику эксплуатации в России,—их выявят испытания.
Для Европы конструкция автомобиля может быть банальна, тем более что ее компоновка выполнена по традиционной схеме. У нас она имеет достоинства: не подверженный коррозии кузов, самостоятельная рама, барабанные тормоза задних колес, отсутствие электроники на 75-сильном двигателе. Конечно, маловат багажник, но зато у машины отлитые из легкого сплава колеса, гидравлические толкатели на 75-сильном двигателе, турбонаддув на 135-сильном, убирающиеся фары…
Приведем оценку «Симитара», который выпускается «Рилайентом», данную корреспондентом английского журнала «Отокар энд мотор» в номере от 17 июня 1992 года. «Неважно, насколько хорошим может оказаться этот спортивный автомобиль; если он должен иметь большой сбыт, то нужно оценивать его в целом. И жаль тогда беднягу «Рилайента», потому что его постоянно преследовало бесцветное внешнее оформление. В первом варианте, исполненном у «Микелотти», я полагаю, оно было просто безобразным, и теперь в облагороженном Уильямом Таунзом одеянии он просто непримечателен. Он чересчур тесен, а интерьер производит впечатление самоделки.
Однако после модернизации этот автомобиль располагает грамотно сконструированным шасси, которое разочаровывает тяжелым рулевым управлением…
Мы зафиксировали максимальную скорость 120 миль/час (209 км/ч), разгон с места до 60 миль/час (96 км/ч) за 7 секунд и изумительный потенциал для обгонов, как и должно быть с машиной весом 930 кг и мощностью 135 л. с. На четвертой передаче при разгоне в диапазоне скоростей от 30 до 50 миль/час (от 48 до 80 км/ч) «Рилайент» оставляет в тени даже «Порше-Карреру» и на 2,2 секунды быстрее «Форда-Сьерра-Косворт-4Х4», который сам по себе не ленивый автомобиль». Так считают британские гурманы. А мы?
Трудно строить прогнозы сейчас, когда экономическая ситуация меняется быстро и подчас неожиданно. Заслуживает похвалы предпринимательская смелость «Автокама». Возможно, было бы разумно комплектовать машины отечественными узлами и агрегатами, например, от ВАЗ-2107. Этот шаг мог бы в какой-то мере расположить потребителя к неизвестной ему модели, которая для российских условий могла стать более ремонтопригодной.
А вот как покупатель воспримет спортивный характер предлагаемого ему автомобиля, его определенный индивидуализм? Но мы знаем, что у нас в стране уже находят своих заказчиков и «Порше», и «Шевроле-Корвет» —есть люди, которым нужна машина, «не такая, как у остальных». Да и на «Автоиндустрии-92» не было недостатка в желающих приобрести «Симитар». Сколько же их на деле? Пока в Сосновом Бору тихо.
Техническая характеристика «Симитар-Автокам»
(в скобках —отличающиеся данные по модификации со 135-сильным двигателем)
Общие данные: число мест —2; масса в снаряженном состоянии —840 (930) кг; наибольшая скорость 160(205) км/ч; время разгона до 100 км/ч —13,4 (7,9) с; расход топлива, л/100 км: при 90 км/ч —6,7, при 120 км/ч —8,5 (8,6), при условном городском цикле езды —10,3 (10,8); запас топлива —45 л. Размеры: длина —3940 мм, ширина —1580 мм, высота —1240 мм; база —2135 мм; колея колес: передних —1300 мм, задних —1320 мм; дорожный просвет —150 мм; объем багажника —0,19 м\- размер шин —175/70R13MflH 185/60HR14 (185/60HR14 или 195/50HR15). Двигатель: модель —«Форд-КВХ» («Ниссан-КА-18ЕТ»); число цилиндров —4; рабочий объем —1392 (1809) см5; степень сжатия —9,5 (8,0); система питания —2 вертикальных сдвоенных карбюратора «Вебер-28/30» (впрыск топлива и турбонаддув); мощность —75 л. с/55 кВт (135 л. с/99 кВт) при 5600 (6000) об/мин. Трансмиссия: количество передач —5; главная передача —пара конических шестерен. Управление: рулевое —реечного типа, без усилителя; тормозное —на передних колесах дисковые тормоза, на задних —барабанные; привод тормозов —гидравлический, раздельный, с усилителем. Ходовая часть: несущий элемент —лонже-ронная рама; подвеска передних колес —независимая, на двойных поперечных рычагах и винтовых пружинах; подвеска задних колес —независимая на рычагах и винтовых пружинах.