С 19 января нынешнего года вступил в силу принятый Верховным Советом России закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР».
—Юрий Николаевич, новый Закон действует уже больше двух месяцев. Его комментирует пресса, оценивают и наши читатели. Не скрою, вопросов у них возникает много, больше всего в связи с оценкой нарушений Правил дорожного движения в баллах. Так получается, что теперь водитель, чтобы сохранить «права», будет вымаливать у автоинспектора оценку пониже. А работник ГАИ захочет —казнит (оставит без «прав»), захочет —помилует.
—Принятие Закона продиктовано необходимостью укрепить порядок на дорогах России. В 1989 году административное законодательство было изменено, и. как показало время, не в лучшую сторону. Без убедительной аргументации был исключен принцип повышенной ответственности за повторное нарушение Правил, необоснованно сужен перечень самих нарушении, за которые положен штраф, а главное, не было ощущения неотвратимости наказания. Принятый Закон этих недостатков не имеет, он должен в первую очередь оградить законопослушных граждан от посягательств на их безопасность.
—Да, но и законопослушным водителям за нарушения будут начисляться штрафные баллы или это касается только злостных нарушителей? И берется ли в этом случае штраф?
—При наложении административного взыскания согласно ст. 118-1 одновременно будет даваться и оценка нарушения в баллах, то есть водитель штрафуется и ему начисляются «очки» (размеры конкретных штрафов в баллах и в денежном выражении приведены в таблице —ред.). Штрафы теперь исчисляют исходя из минимального месячного размера оплаты труда, установленного законодательством на момент нарушения (с 1 февраля он равен 2250 руб.). Например, управление автомобилем без документов будет наказываться штрафом от 225 (0.1X2250) до 450 руб. (0.2X2250) и одновременно оцениваться тремя баллами.
—Со штрафами все ясно, а вот как и где будут проставляться баллы? Неужели «воскреснет» талон предупреждений?
—В принципе, можно говорить о возврате к талону предупреждений, который был ранее в Советском Союзе и которого теперь нет в Российской Федерации. Я считаю, что решение о его отмене пользы не принесло. Как в уголовном, так и в административном законодательстве повторность правонарушений является одним из основных признаков, отягчающих ответственность. В основном водители нарушают Правила неумышленно, и тем не менее по нашим данным 7—% из них делают это изо дня в день. Естественно, к ним нужно применять более суровые меры наказания, а без учета нарушений это невозможно. Существующая в развитых, или, как принято говорить, цивилизованных, странах компьютерная система, благодаря которой в считанные минуты инспектор может определить, кто перед ним находится.—для нас пока мечта. Поэтому с 1 марта нынешнего
года (именно с этого времени по закону должна заработать балльная система) все водители получат специальные вкладыши к водительским удостоверениям, где инспектор от руки будет проставлять «заработанные очки». Так будет до тех пор, пока у нас не появится своя мощная компьютерная система. А это время не за горами —в Томске, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре она уже начала действовать.
—Существует, видимо, какой-то предел в наборе баллов? Если да, то что грозит тому, кто его превысит?
—Если водитель в течение года наберет 15 и более баллов, то, во-первых, его смело можно квалифицировать как злостного нарушителя Правил, во-вторых, ему придется расстаться с водительским удостоверением на срок от трех до шести месяцев.
—Сурово! Но это пустяки в сравнении с арестом.
—А если водитель не выполнил требование инспектора об остановке, уехал с места аварии, уклонился от освидетельствования на состояние опьянения?
—Я такие действия не приветствую, но…
—Только за эти три правонарушения водитель может быть арестован на 15 суток, поскольку они совершаются умышленно и посягают на общественный порядок. Дисциплинированному водителю опасаться нечего.
—Водитель может не понять жеста инспектора об остановке, не заметить его. Тем более, что сейчас редко встретишь человека с жезлом, который бы четко им орудовал. Махнет им кое-как, а что означает его небрежный жест, можно только догадываться.
—Даже в парламенте возникали дебаты по поводу того, что люди часто не понимают или не видят жеста регулировщика. Поэтому в соответствующей инструкции будет объяснено, что означает данное требование. Не просто взмах жезлом, а понятная и неоднократная команда.
—Инспектор будет сам решать сажать или не сажать?
—Ни в коем случае. Все подобные дела будут решаться только судами, лишь они вправе определить, виновен человек или нет. Задача работника милиции —составить протокол, который в суде может быть рассмотрен уже на следующий день. Мы с вами берем сейчас крайний случай, когда Законом справедливо ужесточаются санкции, но если, например, в аварии никто не пострадал, предполагается не уголовная, а только административная ответственность, даже когда машина полностью разбита.
—Юрий Николаевич, как новый закон решает проблему неуплаты штрафов? Ранее много нареканий со стороны водителей вызывало изъятие «корочек» до уплаты штрафа.
—Штрафы платят далеко не все, поэтому Законом предусмотрено изъятие у нарушителя водительского удостоверения до уплаты соответствующей суммы в Сбербанк. Водителю же в соответствии со ст. 244 кодекса РСФСР об административных нарушениях будет выдано временное разрешение на право управления транспортом.
—Не менее актуален сегодня вопрос об отстранении водителя от управления автомобилем, досмотре машины и ее задержании, ведь автомобиль —это частная собственность, причем весьма дорогостоящая. Что будет, если задержанный автомобиль, например, повредят или разворуют?
—Задержание автомобиля —это запрет на его эксплуатацию, причем машина должна быть отведена на специальное и. заметьте, охраняемое место. Об этом следует составить отдельный протокол или сделать запись в протоколе об административном правонарушении. Отстранены от управления транспортным средством могут быть водители, в отношении которых есть достаточные основания полагать, что они находятся в нетрезвом со
стоянии. Сами понимаете, что дальше продолжать движение такой водитель не может, это опасно для жизни окружающих. Придется оставлять руль и тем, кто едет без документов или не имеет права управлять автомобилем. Во всех этих случаях транспортные средства задерживаются.
—Есть ли гарантия, что автомобиль после задержания будет возвращен владельцу в целости и сохранности? Статья 245 заставляет в этом сомневаться. Там, в частности, говорится: «Должностное лицо, задержавшее транспортное средство, несет ответственность за вред, причиненный его владельцу, только в случае неправомерного задержания транспортного средства». А кто эту самую правомерность определяет?
—Если работник милиции неправ, то он будет отвечать. Его решение можно обжаловать в вышестоящей инстанции или в суде. Именно ответственность милиционера за неправомерные действия является гарантией зашиты прав и законных интересов автовладельцев. Порядок задержания машин устанавливает МВД России, а порядок хранения и оплаты хранения —местные органы исполнительной власти.
—Что еще нового содержится в принятом Законе?
—Штрафные санкции распространяются на военнослужащих, кроме находящихся на срочной службе, а также на сотрудников органов внутренних дел и министерства безопасности. Раньше госавтоинспектор не мог их штрафовать, а вынужден был лишать нрава управления. Введены статьи об ответственности водителей за нарушение установки на автомобилях устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, незаконное применение «раскраски» автомобилей оперативных служб, за участие в групповом передвижении, создающее помехи для движения, нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
—Юрий Николаевич, ваше мнение: удастся ли нам с принятием нового Закона навести порядок на дорогах, заметно снизить аварийность?
—Закон в первую очередь направлен и будет действовать против злостных нарушителей Правил. Если лихачей будет меньше, то порядка будет больше.
От редакции. «Главный критерий —права человека» —под таким заголовком в следующем номере мы публикуем комментарий кандидата юридических наук Л. Ольшанского к основным положениям Закона, о котором речь шла выше. Автор резко негативно оценивает новый порядок задержания водителя, отстранения его от управления автомобилем, лишения «прав» до уплаты штрафа. И делает вывод, с которым трудно не согласиться: «Мы говорим, что нельзя перекладывать бремя доказывания на обвиняемого, а по принятому Закону —можно. Если водитель возит за собой карточку, где зафиксированы его правонарушения, значит органы ГАИ переложили на него бремя учета, регистрации и сбора доказательств.
Почему же так серьезно в анализируемом Законе нарушены права и законные интересы граждан? Наверное, потому, что его разработчики хотят бороться с аварийностью на дорогах России только репрессивными мерами, только усиливая санкции против водителей. А нужны меры, устраняющие социальные и технические причины, порождающие ДТП. На аварийность влияют сотни факторов: состояние дорожного покрытия, освещенность трассы, погодные условия, эмоциональное состояние водителя и т. п. А нас хотят убедить, что есть только один выход —усилить ответственность водителей».
Итак, читайте в следующем номере статью оппонента разработчикам принятого Закона.