Бензин день ото дня дорожает, хорошо было бы знать, как сэкономить деньги на топливе. Один из способов перейти на более дешевый сорт. Сулит ли он выгоду, вы узнаете, прочитав статью кандидата технических наук Д. ПОСТНИКОВА.
Говорят, теперь каждый гражданин должен стать хозяином, а для этого надо сначала научиться считать деньги. Попробуем.
Сразу оговоримся, что, пока журнал будет идти к читателю, цены могут снова измениться. В сентябре в Москве литр бензина А-76 стоил 13 руб., АИ-93 —руб. (В некоторых городах вместо АИ-93 продается АИ-92 или АИ-91.) Средний эксплуатационный расход топлива у заднеприводных «жигулей» и «москвичей» около 10 л/100 км. Понятно, что у одних машин чуть больше, у других чуть поменьше. В городе и на проселке, естественно, выше, а на шоссе ниже. Тем не менее, будем придерживаться этой цифры: она подтверждена многократными замерами. Рассказы о расходе 6 л/100 км либо шоферские байки, либо результат доморощенных экспериментов, в которых расход оценивали по указателю уровня топлива в баке (очень неточный прибор), а пробег по счетчику спидометра (на его показания влияет, например, марка шин). Итак, на «93-м» бензине 100 километров обойдутся в 150 рублей, а на «76-м» в 130. Разница —рублей.
По данным завода-изготовителя, средний ресурс двигателя «москвичей-412», -2140 до капитального ремонта —000 км. Следовательно, экономия за время эксплуатации на бензине А-76 составит 30 000 руб. Много это или мало? Чтобы понять, нужно с чем-то сравнить, скажем, с ценой машины. По методике, принятой бывшим Госстрахом, стоимость такого «Москвича» пятилетней давности с учетом инфляции около 100 000. Значит, можно сэкономить на бензине сумму, равную 30 % стоимости автомобиля. Рачительному хозяину есть над чем задуматься!
Ясно, что там, где бензин стоит дороже, а разница в цене «76-го» и «93-го» ощутимее, можно сэкономить еще больше. Конечно, если машина куплена на бирже за полтора миллиона рублей, то в сравнении с ними тридцать тысяч копейки. Впрочем, у тех, кто приобретает машины за такие деньги, найдутся средства и на «93-й». Ну а если в вашем регионе вовсе нет топлива, переходить на А-76 нет смысла без того стопроцентная экономия.
В наших предыдущих расчетах есть, однако, минимум два изъяна. Первое, что мы не учли: при переходе на А-76 расход топлива возрастет, а значит, экономический эффект от переделки будет меньше. Поскольку наша цель выяснить целесообразность такой модернизации, мы не будем углубляться в теорию двигателя, заметим лишь, что законы физики не удалось обмануть никому: специалисты считают, что расход топлива увеличивается на 5—%. Следовательно, из сэкономленных денег надо вычесть сумму, затраченную на приобретение этих «лишних» литров. Мы собирались израсходовать до капитального ремонта 15 000 литров. Восемь процентов от этого количества по 13 рублей литр дадут 15 600 рублей дополнительных затрат. Общая сумма экономии снизится до 14400 рублей.
Читатель, знающий азы экономики, подскажет, что еще надо вычесть затраты на переоборудование машины. Они зависят от способа перехода на более дешевый бензин. Распространенный и надежный вариант установка дополнительной прокладки под головку двигателя. Изготовляется она из алюминиевого сплава и бывает в продаже; ориентировочная цена на сегодняшний день —рублей. Кроме нее, понадобятся две штатные прокладки: алюминиевую вкладывают между ними и образуется некое подобие сандвича. Теоретически можно использовать и ту, которая была установлена заводом изготовителем двигателя, однако при демонтаже головки она очень часто приходит в негодность, поэтому лучше заранее приобрести две новые прокладки еще 200 рублей. Демонтировать головку, установить прокладки и все собрать день работы или примерно тысяча рублей, если нанять слесаря..Следовательно, вычитаем из общей суммы 1300 рублей.
Итак, вы можете сэкономить 13 100 рублей. На каждый рубль затрат получаем 10,08 рубля прибыли. Редкое предприятие имеет такую высокую рентабельность. Если же переоборудовать машину самостоятельно (ничего сложного в этом нет), то затраты составят всего 300 рублей, тогда на каждый вложенный рубль мы получим 47 рублей. Это уже сверхприбыль!
Отметим также, что на сэкономленные в этом случае деньги (14 100 руб.) можно купить дополнительно 1084,6 литра бензина А-76, или, иными словами, заправить бесплатно 27 бензобаков (если один бак —40 литров).
Но вот пришел октябрь и… опрокинул все наши расчеты. Бензин АИ-93 стоит теперь 25 руб., А-76 —23 руб. за литр. Экономический эффект от переделки двигателя снизился до 1100 руб. Чем больше стоит бензин А-76 и меньше разница в ценах, тем меньше экономия.
Чтобы читатели журнала смогли сами подсчитать экономический эффект в ценах, которые установятся к новому году, предлагаем общую формулу: (Цад-1,08Ц-.)-Р-П 100 где Э —экономический эффект; Цад —цена 1 литра бензина АИ-93; Ц76 —цена бензина А-76; Р —расход топлива, л/100 км; П —пробег автомобиля, км; Д —дополнительные расходы, связанные с переделкой двигателя.
С ростом цены бензина (что неизбежно) разница в цене этих двух сортов может увеличиться, соответственно возрастет рентабельность нашего с вами предприятия. Например, если разница в цене «93-го» и «76-го» составит 10 рублей (предположим, 40 и 30 рублей за литр), то экономический эффект составит 112 700 рублей (см. рис.), а на каждый вложенный рубль вас ожидает 86,7 рубля прибыли.
По формуле легко подсчитать экономический эффект при меняющихся ценах. Зная пробег автомобиля при данном уровне цен, рассчитываем экономический эффект; делаем те же вычисления при новых ценах и пробеге. Расходы на переоборудование автомобиля следует вычесть только один раз. Суммируем результаты, ( /чаем общую экономию.
Заметим, однако, что у двигателей, переведенных на более дешевый бензин, есть недостаток —некоторое уменьшение мощности. Ничего удивительного: выигрывая в деньгах, мы должны были проиграть в чем-то другом. Потеря невелика, процентов десять. Сколько это в лошадиных силах, каждый способен подсчитать сам. «Убежавшие лошадки» дают о себе знать в режиме резкого разгона, но почти не ощущаются при спокойной езде. Автор, переведя свои «Жигули» (ВАЗ-21013) на «76-й», почувствовал, что разгоняться они стали медленнее, примерно так же, как во время обкатки.
Однако даже на переделанном автомобиле часто удавалось опередить всех при старте с места. Ведь многие владельцы не следят за машиной —ездят с неотрегулированным зажиганием, засоренным карбюратором, к тому же просто не умеют быстро и вовремя переключать передачи.
Разговор о «лошадях» и секундах правомерно переводить из чисто теоретической в практическую плоскость только при условии, что ваш автомобиль исправен. Если карбюратор «с провалами» или зажигание «троит», то, скорее всего, двигатель развивает меньшую мощность, чем исправный, но переведенный на «дешевый» бензин.
Нужно сказать, что если вы перейдете на низкооктановый бензин, установив электронное зажигание с коррекцией, то потеря мощности ощущается меньше: она снижается на разных режимах неодинаково. С другой стороны, электроника сейчас недешева (последние модели таких систем стоят 900—руб.), а когда она выйдет из строя, неизвестно. Прокладка же под головку двигателя —это затраты один раз и на всю жизнь машины.
В качестве примера возьмем «Москвич-2140». Машины этого семейства оснащались и дефорсированными двигателями, работающими на бензине А-76, поэтому мы располагаем заводскими техническими характеристиками. Они приведены в таблице. Заметим, что машина, работающая на бензине А-76, ничем не отличалась от обычного -2140, кроме двигателя. Шины, тормоза, подвеска, снаряженная масса были совершенно одинаковы (не путайте с «сельским» вариантом -21406), поэтому сравнение здесь вполне правомерно.
Наверное, стоит еще сказать, что если грамотно и аккуратно переделать двигатель, то срок его службы не уменьшится, поэтому опасаться нечего. Об электронных системах зажигания, позволяющих эксплуатировать машину на низкооктановом бензине, см. ЗР, 1986, № 8; 1990, № 6. Неграмотное, неумелое вмешательство в работу двигателя может за короткий срок вывести его из строя.
Кроме упомянутых выше двух способов, есть и другие, дающие положительный результат: уменьшение высоты поршня, увеличение объема камеры сгорания в головке двигателя. Для того чтобы воспользоваться ими, надо, во-первых, знать, где и сколько можно снять металла без ущерба для детали, во-вторых, работать на точных, неразболтанных станках, в-третьих, иметь высококвалифицированных токаря, фрезеровщика и автослесаря. Поэтому мы не рискуем рекомендовать эти приемы рядовому автолюбителю.
Продающиеся в магазинах запчастей проставки под свечи —«футорки», распылители-завихрители, чудо-фильтры для бензина и системы подачи выхлопных газов в цилиндры двигателя не позволяют перейти на другое топливо без ущерба для автомобиля. Инструкции к этим приспособлениям нередко сулят фантастическую выгоду, а на деле все может обернуться немалыми убытками.
Читатель, наверное, ждет от нас конкретного вывода, стоит переходить на более дешевый сорт бензина или нет. Но мы не станем его делать. Пусть каждый взвесит все и решит сам.