По мере развития конструкции пневматической шины 1 постепенно происходили в основном следующие ее изменения: относительное увеличение размеров профиля шин и объема сжатого воздуха; уменьшение внутреннего (посадочного) диаметра, давления сжатого воздуха, жесткости каркаса; повышение эластичности шины общей или только боковых стенок, герметичности, безопасности, жесткости брекера; развитие типов рисунка протектора; специализация шин применительно к типам транспортных средств и условиям эксплуатации. В соответствии с расширением типажа автомобилей, автобусов и прицепов рос и ассортимент выпускаемых шип.
Типы камерных и бескамерных шин различают (классифицируют) в основном в зависимости от:
особенностей конструкции каркаса и брекера — диагонального построения и типа Р или радиальные, а также диагональноопоясанные;
особенностей конструкции протектора — с несъемным и со съемным протектором;
возможности изменения и величины внутреннего давления воздуха — с постоянным и с переменным (регулируемым) давлением воздуха; при этом шины диагонального построения с постоянным давлением воздуха различали высокого и низкого давления, включая шины сверхнизкого давления;
назначения применительно к типам транспортных средств — для легковых и легких грузовых, грузовых (средней, большой и особо большой грузоподъемности) автомобилей, автобусов, автоприцепов, а также применительно к дорожноклиматнческим условиям эксплуатации — для обычных дорожных и для специфических условий;
наличия или отсутствия кордного каркаса — каркасные и бескаркасные.
Если до 1922 г. выпускались камерные шины диагонального построения только высокого давления, то с 1922 г. появились первые камерные шины диагонального построения низкого давления (баллон), заменившие в СССР шины высокого давления полностью к середине тридцатых годов на легковых автомобилях и почти полностью 1 к концу сороковых годов на грузовых автомобилях и автобусах.
По сравнению с шинами высокого давления шины низкого давления имеют меньшее внутреннее давление воздуха, большие сечение профиля и внутренний объем воздуха. Поэтому шины низкого давления являются относительно более эластичными, т. е. лучше амортизируют и вследствие большей площади контакта с дорогой создают на нее меньшее удельное давление, отчего увеличивается проходимость автомобиля на мягких грунтах, повышается мягкость его хода, комфортабельность езды, износостойкость протектора и уменьшается разрушающее действие колес на дорогу. Однако шины низкого давления вызывают сравнительно большую затрату мощности автомобиля на качение и вследствие этого несколько повышенный расход топлива.
Предложенные в 1930—1931 гг. шины сверхнизкого давления (сверхбаллон) отличались очень малым внутренним давлением воздуха (0,8—1,75 кГ/см2), сильно увеличенным поперечным профилем и большим объемом воздуха. Обеспечивая относительно высокую проходимость по песчаным мягким грунтам и бездорожью, эти шины имели большие недостатки, вызывая при движении автомобиля по усовершенствованным дорожным покрытиям пониженную устойчивость, повышенные инерционные усилия, действующие на ведущие колеса, увеличенный расход топлива, отчего применения у нас не получили.
Сверхнизкое давление воздуха нашло применение позже в ряде конструкций специальных типов шин с целью повышения проходимости автомобилей при работе в специфических условиях бездорожья’.
По своему назначению наиболее распространенные шины диагонального построения делятся прежде всего на шины для легковых и изготовленных на их базе легких грузовых автомобилей (выпускаемые по ГОСТ 4754—64) и для грузовых автомобилей, прицепов, автобусов и троллейбусов (выпускаемые по ГОСТ 5513—69).
В соответствии с международной системой торговые размеры автомобильных шин в СССР указывают в дюймах, или в миллиметрах и дюймах (старое обозначение), или только в миллиметрах (новое обозначение). Обозначение размеров одинаково для покрышек, камер, ободных лент и бескамерных шин.
На смотреть статью под номером 7 приведены принятые основные обозначения размеров шин: В — ширина поперечного сечения или профиля шины; Н — высота поперечного сечения или профиля шины; D — наружный диаметр шины; d — внутренний или посадочный диаметр шины, соответствующий посадочному диаметру обода колеса.
Торговые обозначения размеров шин являются условными, приближенными, т. е. могут несколько отклоняться от фактических размеров.
Шины для автомобилей обозначают, например, в дюймах 6,70—15; 7,50—20: 9,00—20, или соответственно в миллиметрах
170—380; 220—508; 260—508, или в миллиметрах и дюймах 220—20; 260—20. В этих обозначениях первое число указывает размер ширины профиля, а второе число — размер посадочного диаметра шины.
Шины высокого давления обозначались в дюймах, например: 34 X 7, где первое число указывает размер наружного диаметра, а второе — ширину профиля шины. Во всех приведенных обозначениях ширина профиля шины условно принимается равной высоте профиля.
Обозначения шин для легковых автомобилей по ГОСТ 4754—64 даны в миллиметрах и затем в скобках в дюймах и только в дюймах, а для грузовых автомобилей по ГОСТ 5513—69 —только в миллиметрах. Выпускавшиеся до 1970 г. по ГОСТ 5513—64 шины обозначались так же, как по ГОСТ 4754—64.
Внутреннее максимально допустимое давление воздуха в шинах легковых п легких грузовых автомобилей (по ГОСТ 4754—64) находится в пределах в основном от 1,4 до 2,5, редко до 3,25 кГ/см2, а грузовых автомобилей, автобусов и автоприцепов (по ГОСТ 5513—69) — от 3,3 до 5,6, редко до 6,0 кГ/см2.
Шины грузовых автомобилей, автобусов и прицепов имеют посадочный диаметр в основном 508 мм или 20" и редко 457 мм
пли 18", 381 мм или 15".
У шип легковых и легких грузовых автомобилей посадочный диаметр равен 380 мм или 15", 355 мм или 14", 330 мм или 13".
Ширина профиля шин грузовых автомобилей, прицепов и автобусов составляет без нагрузки (по ГОСТ 5513—69) 215—320 мм, а шин легковых автомобилей (по ГОСТ 4754—64) — 134—218 мм.
Количество слоев корда в каркасе (норма слойности) составляет для шин грузовых автомобилей, автобусов и прицепов в основном от 8 до 14, легковых автомобилей от 4 до 6. Шины легковых автомобилей могут также иметь двухслойный каркас.
Шины автомобилен особо большой грузоподъемности имеют посадочный диаметр 25; 32 и 33", ширину профиля порядка 17; 18 и 20", число слоев корда в каркасе — 24 и 28.
Понятие «норма слойности», примененное в указанных выше ГОСТах, условно обозначает прочность каркаса шины и опреде
ляет ее соответствие максимально допускаемой нагрузке; фактическое число слоев корда в каркасе шины может меняться в зависимости от применяемого корда.
Допускаемая нагрузка на шины предусмотрена ГОСТ 4754—64 и 5513—69 в зависимости от нормы слойности шин и скорости движения автомобилей.
Пределы максимальной нагрузки на шины: легковых автомобилей от 275 кГ (шина 130—330, максимальная скорость 95 км/ч) до 785 кГ (шина 7,50—16, максимальная скорость 140 км/ч); грузовых автомобилей, автобусов, прицепов от 1000 кГ (шина 220—508, максимальная скорость 100 км/ч) до 2730 кГ (шина 320—508, максимальная скорость 80 км/ч).
ГОСТ 4754—64 и 5513—69 предусмотрено изменение давления воздуха в шинах каждого данного обозначения в зависимости от изменения нагрузки; при этом с увеличением нагрузки на шину (в установленных пределах) давление воздуха в ней соответственно увеличивается и наоборот.
ГОСТ 5513—69 предусмотрено определенное повышение нагрузки на шину каждого данного обозначения в зависимости от снижения максимальной скорости движения. Так, при снижении скорости движения автомобиля со 100 до 50, 8 и 0 км/ч нагрузка на шину может быть повышена соответственно до ПО, 200 и 250%.
ГОСТ 4754—64 наряду с перспективными допущен выпуск ряда размеров неперспективных шин для легковых автомобилей.
Шины для обычных дорожных и климатических условий эксплуатации выпускают диагонального построения с разными рисунками протектора — дорожным и универсальным, типа Р, типа PC, с каркасом из металлокорда, диагональноопоясанные.
Шины диагонального построения отличаются прежде всего тем, что у них нити корда соседних слоев каркаса пересекаются под углом, близким к прямому (примерно как вбрекере). Эти шины имеют сравнительно нежесткий малослойный брекер. До появления шин типа Р выпускались шины только диагонального построения.
Дорожный рисунок протектора наиболее распространен и предназначен для шин, работающих преимущественно на дорогах с усовершенствованными покрытиями. Дорожный рисунок протектора должен обеспечивать в основном: хорошее сцепление шины с дорогой и устойчивость автомобиля в продольном и боковом направлениях, высокую износостойкость протектора и бесшумность качения шины.
Дорожный рисунок характеризуется изолированными выступами (шашками) . или продольными ребрами (кольцевыми), разделенными узкими канавками.
Общая площадь выступов дорожного рисунка составляет примерно 65—80% всей площади беговой дорожки протектора.
За рубежом известно много разновидностей дорожных рисунков протектора, например:
бесшумный для движения по асфальто и цементнобетонным незагрязненным дорогам; ребристый, т. е. с продольными прямыми канавками; с продольными зигзагообразными канавками (смотреть статью под номером 8,а); с поперечными прорезями (щелями) на выступах (смотреть статью под номером 8,6); с расчлененными выступами («шашками») в виде ромбов и треугольников (смотреть статью под номером 8, в); с расчлененными выступами в виде прямоугольников (смотреть статью под номером 8, г); для движения по загрязненным или покрытым снегом дорогам; для движения в городах с частыми остановками (смотреть статью под номером 8, <3); для движения по скользким обледенелым дорогам; для скоростных автобусных сообщений.
Шины с универсальным рисунком протектора предназначены для работы на дорогах с различным покрытием.
Рисунок протектора этого типа состоит из комбинации элементов рисунков дорожного и повышенной проходимости.
Общая площадь выступов универсального рисунка составляет примерно 55—60% всей площади беговой дорожки протектора.
Универсальный рисунок протектора имеет ряд разновидностей, например: с продольными зигзагообразными ребрами, разделенными узкими продольными канавками в середине беговой дорожки, и крупными поперечными выступами (грунтозацепами), разделенными широкими поперечными канавками по краям протектора (смотреть статью под номером 8, е); с изолированными выступами — шашками, разделенными узкими канавками в средней части беговой дорожки, и грунтозацепами, разделенными широкими поперечными канавками по краям протектора (смотреть статью под номером 8, ж). Рисунок этой разновидности характерен для отечественных шин.
Шипы типа Р изготовляют из высокопрочных материалов. Эти шины существенно отличаются от шин диагонального построения, хотя по внешнему виду это трудно определить. Размеры шин типа Р обозначают в миллиметрах, так же как шин диагонального построения, но с добавлением справа буквы Р, например 240—508Р и 260—508Р.
Особенность конструкции шин этого типа заключается прежде всего в том, что нити корда в слоях каркаса расположены меридионально или радиально по профилю шины в направлении от одного борта к другому (смотреть статью под номером 9). Во всех слоях корда каркаса нити параллельны друг другу, в то время как в каркасе шин диагонального построения нити корда соседних слоев пересекаются под углом 95—115°. Каждый слой корда в каркасе шин типа Р работает как бы самостоятельно (не в паре с соседним слоем).
Нити корда в каркасе шин типа Р образуют угол 0° по отношению к меридиональной плоскости поперечного сечения шины (перпендикулярной к плоскости вращения шины), а у шин диагонального построения этот угол по короне составляет около 52—54°.
Шины для каменных карьеров и лесоразработ о к. Эти шины имеют прочный многослойный каркас из капронового корда, утолщенные боковины и протектор с массивными выступами, широкими в основании и суживающимися кверху. Давление воздуха в шинах низкое. Рисунок протектора этих шин подобен рисунку протектора шин повышенной проходимости, но имеет более узкие канавки и более широкие выступы, поэтому площадь выступов рисунка протектора шин для каменных карьеров и лесозаготовок примерно такая же, как шин обычной конструкции с дорожным рисунком.
Разновидности рисунка протектора этих шин: «косая елка», «елка», поперечнорасчлененный рисунок и др.
П н е в м о к а т к и (роллигоны) применяют на автомобилях и машинах особо высокой проходимости, работающих на очень мягких грунтах (сыпучих песках, снежной целине и заболоченной местности). Пневмокаток — шина особого типа, имеющая бочкообразную форму, брекер у нее отсутствует. Пневмокатки выпускают бескамерными. Ширина профиля пневмокатка равна наружному диаметру или в 1,5—2 раза больше его; посадочный диаметр в 4 раза меньше наружного диаметра. Пневмокаток имеет большой внутренний объем, эластичный тонкий каркас, состоящий из двух — четырех слоев прочного (полиамидного) корда, борта со стальными кольцами, герметизирующий слой, сравнительно тонкий эластичный протектор с невысокими и широкими грунтозацепами. Рисунок протектора — «елка». Давление воздуха у пневмокатков сверхнизкое порядка 0,1—0,5 кГ/см2. Эти шины могут быть также с регулируемым давлением воздуха.
Конструкция пневмокатка (смотреть статью под номером 12,в) и сверхнизкое давление воздуха обеспечивают ему очень большую площадь опоры и низкое удельное давление на грунт порядка 0,2—0,7 кГ/см2, высокую амортизирующую способность и плавность хода в условиях неровной местности.
Размеры пиевмокатков обозначают в дюймах, например 24 X 36 X 6, или миллиметрах, например 1000 X 1000 X 250, где первое число — наружный диаметр, второе — ширина профиля и третье — посадочный диаметр.
Шины велика и ы (гиганты) применяют на специальных автомобилях особо высокой проходимости. Выпускают шины бескамерными. Они имеют наружный диаметр 2—3 м, ширину профиля — 0,8—1,2 м и посадочный диаметр — 1—1,8 м и очень большой внутренний объем.
Огромные размеры, эластичный тонкостенный каркас, протектор с невысокими поперечными грунтозацепами и сверхнизкое давление воздуха 0,2—0,35 кГ/см2, регулируемое из кабины водителя, а также сдвоенное положение шин великанов обеспечивают исключительную проходимость по пескам, болотам, снежной целине, неровной местности и плавучесть машины на воде.
Морозостойкие шины предназначены для применения в районах страны с температурами ниже минус 45° С. Работа автомобилен в этих районах на обычных неморозостойких шинах не разрешается действующими «Правилами эксплуатации шин».
Морозостойкие шины изготовляют из резин, сохраняющих достаточную прочность и эластичность при низких температурах и обеспечивающих нормальный срок службы шин в указанных районах.
Морозостойкими могут выпускаться шины с регулируемым давлением воздуха, для каменных карьеров и лесоразработок.
Шины для тропического климата отличаются тем, что изготовлены из теплостойкой резины, хорошо сохраняющей прочность и эластичность при высоких скоростях и высоких температурах окружающего воздуха, характерных для стран с тропическим климатом. Эти шины имеют каркас из капронового или высокопрочного и сверхпрочного вискозного корда.
Шины с металлическими шипами в протекторе диагонального построения или типа Р предназначены для повышения устойчивости и безопасности движения легковых и грузовых автомобилей и автобусов на скользких обледенелых дорогах и по льду. Применение этих шин снижает тормозной путь автомобиля в 2,0—2,5 раза, улучшает его разгон в 1,5 раза и резко повышает его заносоустойчивость (данные НИИАТа).
Известны шины типа «Мастерз» (фирмы «Юниройал», США) с каркасом диагонального построения из полиэфирного корда, с протектором, армированным стальной проволокой и асимметричным рисунком. Эти шины для передней оси автомобиля шире обычных на 25,4 мм, а для задней оси — на 38,1 мм. Применение этих шин обеспечивает устойчивость автомобиля на скользких обледенелых дорогах и вдвое большее сопротивление порезам и проколам по сравнению с обычными шинами.
В соответствии с «Правилами эксплуатации» и ГОСТами шины должны иметь на боковинах: наименование или товарный знак заводаизготовителя, маркировку, обозначение (размер), модель и максимально допускаемую нагрузку.
Маркировка на боковинах шин состоит из буквы, римских и арабских или только арабских цифр. Например, ЯVIII69101365, где буква означает наименование шинного завода (Я — Ярославский, М — Московский), римская цифра и следующие за ней цифры показывают месяц и год выпуска покрышки (VIII — август, 1969 г.) и затем указан серийный номер покрышки (101365). Для бескамерной конструкции шин имеется штамп «бескамерная».
На грузовых шинах указывается норма слойности каркаса, например НС10 или 10 PR.
Наличие слова «север» означает, что шина морозостойкого типа. Буква «У» на шине грузовых автомобилей означает, что она устаревшей конструкции (что условно предусмотрено ГОСТ 5513—64).
Стрелка на боковине шины с направленным рисунком протектора повышенной проходимости указывает необходимое направление вращения шины, которое нужно учитывать при монтаже шин на обод и установке колес на автомобиль.
В надбортовой части прошедших балансировку шин легковых автомобилей заводизготовитель ставит несмываемой краской балансировочную метку (красный круг), которая указывает самую легкую часть шины.
Шины грузовых автомобилей, автобусов и прицепов заводыизготовители не балансируют.
На боковине каждой восстановленной покрышки или бескамерной шины должны быть четко обозначены: наименование или марка шиновосстановительного предприятия; группа восстановления «Первая», «Вторая» или «I гр.», «II гр.»; дата восстановления (месяц, год) и порядковый номер шины, например Х6929717, что означает: октябрь, 1969 г., номер 29717; балансировочная метка (для легковых шин). Кроме того, на каждой восстановленной шине должны быть сохранены или воспроизведены размер, буква «У» для обычных шин (выпущенных по ГОСТ 5513—64), норма слойности.
На камерах указывают размер (обозначение) и товарный знак заводаизготовителя.