Автомобиль «Иж-412» – это изделие Ижевского автомобильного завода. Строительство этого предприятия началось в 1965 году при поддержке министра обороны СССР Д.Ф. Устинова.
Маршал первым обратил внимание на недостаток отечественных автомобилей при растущем благосостоянии страны.
Через год завод был построен и начал производство автомобиля, который также выпускался на АЗЛК и пользовался большим покупательским спросом. Это был «Москвич-408». Сначала машина собиралась вручную из машинокомплектов, которые доставлялись с АЗЛК, но в 1967 году был запущен первый конвейер. Позднее на Ижевском автозаводе вступили в строй ещё несколько технологических линий, их монтировали французские специалисты по лицензии Renault.
В декабре 1967 года завод приступил к производству новой модели – «Москвич-412», которая имела некоторые отличия от московского базового «Москвича». «Иж-412» стал обладателем усиленного кузова, в котором были соединены передние и задние лонжероны. Кроме того, все серийные 412-ые ижевские седаны стали обладателями съёмных радиоприёмников «УРАЛ», считавшихся в то время самыми надёжными и качественными радиоустройствами. Они выпускались со встроенным источником питания и могли работать автономно, не подключаясь к аккумулятору автомобиля. Примечательно, что «УРАЛов» не было в свободной продаже – они устанавливались только на ижевском «Москвиче».
Оборонное прошлое Ижевского автомобильного завода положительно сказалась на качестве «Иж-412», но интерьер этих автомобилей был выполнен значительно грубее московских аналогов. Из-за отсутствия автомобильного опыта некоторые передовые разработки на ИЖах внедрялись гораздо позднее, чем на образцах, изготовленных на АЗЛК. Например, приборная панель из мягкого пластика появилась на ижевском 412-м только в 1975 году.
Советы покупателю Иж-412
Автомобиль имеет множество достоинств, которые продолжают привлекать к нему покупателей. Среди них следует отметить некомфортную, но очень надёжную подвеску; малооборотистый, но тяговитый двигатель; морально устаревший, но прочный кузов, а также замечательный свет. Полуторалитровый мотор 412-го Ижа очень надёжен. Если вовремя менять масло, то его пробег может превысить 200 тысяч км.
Кроме достоинств есть и недостатки. Автолюбители отмечают повышенный шум при больших скоростях в КПП, некомфортный салон, слабую шумоизоляцию, неудобный в обслуживании двигатель, специфическое переключение передач. Водитель и пассажиры испытывают неудобства из-за простого и узкого салона. Передние сидения выполнены с высокой спинкой и достаточно удобны, места для ног хватает. Крыша седана расположена низко, поэтому высокие пассажиры не могут комфортно чувствовать себя, находясь в салоне этого автомобиля.
Но эти недостатки присущи многим старым автомобилям, а Иж-412 – самый лучший образец среди старых советских автомобилей, сохранившихся до наших дней.