Повышенная весовая нагрузка на шину сверх допустимой нормы (по Правилам эксплуатации, ГОСТам или техническим условиям) увеличивает напряжение в ее материале.
При повышенной весовой нагрузке увеличиваются касательные напряжения в местах контакта шины с дорогой и удельное давление ее на дорогу, отчего протектор быстрее изнашивается. Перенапряжение в материале и увеличенные деформации сопровождаются общим повышением трения и теплообразования в шине (смотреть статью под номером 35). Особенно сильно увеличивается теплообразование в плечевой зоне беговой поверхности шины.
Каркас покрышки перегружается и прежде всего начинают разрушаться боковые его стенки; появляются характерные разрывы на боковинах, имеющие форму прямой или слегка извилистой линии (смотреть статью под номером 36).
Перегруженная шина легче поддается крестообразным, Vи Уобразным разрывам каркаса в зоне беговой дорожки протектора от ударов при наезде на дорожные препятствия и различным механическим повреждениям — порезам, пробоям. Перегрузка может вызвать расслоение каркаса, отслоение протектора и боковин. Перегруженные шины вызывают увеличение расхода мощности на качение и перерасход топлива автомобилем.
Весовая перегрузка автомобиля может вызвать касание кузова при просевших рессорах о поверхность шин, что приводит к кольцевым механическим повреждениям и порезам последних. При неравномерном распределении груза по площади пола кузова также возможна перегрузка шин.
Внешние признаки значительной весовой перегрузки шин аналогичны признакам, наблюдаемым при пониженном давлении воздуха в шинах.