Первые причины преждевременного износа шин возникают изза неправильного их комплектования, монтажа и демонтажа.
Несоблюдение комплектности при монтаже и выдаче шин на автомобиль может быть различным по характеру и последствиям. Рассмотрим характерные случаи.
Если камера имеет меньший размер внутреннего диаметра, чем покрышка, в которую она монтируется, то стенки такой камеры становятся слишком растянутыми, более тонкими и легче разрываются. То же самое происходит со стенками камеры с меньшим размером профиля, монтируемой в покрышку с большим размером профиля.
Если камера имеет больший размер внутреннего диаметра или профиля, чем покрышка, то в смонтированном виде по внутреннему диаметру или по беговой части камеры могут образоваться складки (смотреть статью под номером 24, а), которые приводят к перетиранию стенок камеры. Во время монтажа на глубокий обод складки такой камеры легко могут быть защемлены между бортами покрышки и ободом, отчего при работе шины камера быстро перетирается (смотреть статью под номером 24, б).
Применение ободной ленты большего размера по диаметру, чем покрышка, вызывает образование складок, наличие которых приводит к перетиранию как ободной ленты, так и камеры; кроме того, такая ободная лента при монтаже легко может сдвинуться в покрышке и обнажить камеру, которая начнет соприкасаться с ободом.
Применение ободной ленты недостаточной ширины также способствует порче камеры, так как часть камеры может оказаться незащищенной и будет непосредственно соприкасаться с ободом.
Преждевременный износ камер во всех случаях приводит к необходимости более частого перемонтажа шин, особенно затруднительного в пути, что вызывает необходимость более частого демонтажа и монтажа шины, который ускоряет разрушение покрышки, особенно у шин легковых автомобилей (растяжение и повреждение бортов ручным инструментом). Однако главный вред для покрышки заключается в том, что повреждение камеры и спуск воздуха происходят чаще всего при движении автомобиля, а движение на полностью или частично спущенной шине даже на небольшом расстоянии может привести к повреждению покрышки и камеры ободом колеса и сделать их совсем непригодными к использованию. Всякий демонтаж и монтаж шины в пути вызывает также простой автомобиля и потерю рабочего времени.
Монтаж старых камер или ободных" лент в новые или восстановленные покрышки ускоряет износ последних вследствие более частого перемонтажа изза меньшей надежности камер и ободных лент. Нельзя рекомендовать без особой необходимости монтаж новых камер с изношенными покрышками.
Неисправность хотя бы одной части комплекта (камера, покрышка, ободная лента) вредно отражается на работе шины в целом.
Сдвоенные шины на задних колесах, подобранные некомплектно, т. е. с различным наружным диаметром или имеющие слишком малый зазор между собой, быстро изнашиваются.
Различный наружный диаметр у сдвоенных шин с одинаковым посадочным диаметром может быть в следующих случаях: при монтаже шин с разным размером профиля, например 200—20 и 210— 20; при монтаже шин одного размера, но с резко различным рисунком протектора, например дорожным и повышенной проходимости; при монтаже шин одного размера, но с различным износом протектора, например старых и новых или старых, имеющих разницу в глубине канавки рисунка протектора более 2—3 мм; при монтаже шин одного размера, но разных типов, например обычной конструкции и типа Р.
Вследствие различных внешних диаметров шин на сдвоенных колесах возникает перегрузка шины с большим диаметром и разгрузка шины с меньшим диаметром. Перегруженная шина изнашивается тем быстрее, чем больше разница между наружными диаметрами сдвоенных шин. При этом протектор разгруженной шины вследствие некоторого пробуксовывания истирается также больше обычного. Разгруженные шины не катятся, а периодически то прижимаются к полотну дороги, то проскальзывают.
Малый зазор между сдвоенными шинами создает при качении автомобиля касание боковых стенок в рабочей части шин, отчего происходит разрушение боковин и каркаса покрышек, аналогичное наблюдаемому при касании сдвоенных шин, работающих с пониженным давлением воздуха или с весовой перегрузкой.
Увеличенный зазор между сдвоенными шинами при работе автомобиля на дорогах с выпуклым поперечным профилем создает большую нагрузку на внутреннюю шину и разгружает наружную, т. е. также способствует преждевременному износу шин.
Камеры часто получают повреждение во время монтажа и демонтажа шин изза неумелого или небрежного пользования стальными монтажными лопатками. При защемлении стенки камеры между лопаткой и ободом происходит незаметное повреждение стенки, которое, увеличиваясь при работе шины, неизбежно приводит к разрыву и преждевременному отказу камеры в работе.
При небрежном монтаже шины на глубокий обод камера может быть защемлена между бортом покрышки и ободом, отчего защемленный участок при работе шины быстро изнашивается (см. смотреть статью под номером 24, б).
При неосторожном монтаже и демонтаже вручную лопатками бескамерных шин легковых автомобилей на глубокий обод повреждается уплотняющий слой бортов и шина теряет герметичность.
Частое вывертывание из вентиля золотника, а также засорение вентиля пылью или грязью приводит к преждевременному истиранию резиновых манжет золотника и, следовательно, к уменьшению герметичности вентиля; то же происходит при отсутствии колпачка на вентиле.
Нередко для ускорения демонтажа или монтажа шин на глубокий обод борта покрышек натягивают или снимают с обода лопатками или ломиком, прикладывая большие усилия, что вызывает ослабление бортов и последующий разрыв проволочных колец крыла покрышки, особенно при применении ломика.
Повреждения покрышек в бортовой части наиболее трудно поддаются ремонту; покрышки с такими повреждениями часто оказываются непригодными к восстановлению.
Применяемые при монтаже шин монтажные лопатки должны быть гладкими, без зазубрин и острых краев, так как в противном случае неизбежны повреждения камер или бортовых ленточек покрышек.
Если при монтаже или демонтаже ударять молотком по лопатке, заложенной между бортом покрышки и закраиной глубокого обода, и, передвигая лопатку ударами молотка, натягивать или снимать борт с обода, то от этого происходит разрушение бортовых ленточек покрышки или уплотняющего бортового слоя бескамерной шины.
Вытаскивание камеры из покрышки за вентиль при демонтаже или перекос вентиля при монтаже шины может привести к отрыву вентиля от камеры.
Если шина смонтирована без предварительного опудривания ее тальком, то может произойти прилипание камеры к покрышке.
Пыль и песок, попадающие внутрь покрышки при небрежном монтаже шины, увеличивают трение соприкасающихся поверхностей, что может привести к порче камеры, отслаиванию и разрывам отдельных нитей корда внутреннего слоя каркаса покрышки.
Значительные повреждения, преимущественно в бортовой части шины, происходят изза различных неисправностей ободьев.
Отсутствие окраски и ржавчина на ободьях, в особенности на плоских, вызывает «приваривание» покрышки к ободу и затрудняет ее демонтаж. Применение в таких случаях молотков и особенно кувалд (вместо демонтажных станков или приспособлений) приводит к появлению на дисках и ободьях трещин и вмятин (смотреть статью под номером 25).
Поврежденные ободья вызывают перетирание и разнообразные повреждения бортов покрышек (смотреть статью под номером 26). Неровности, задиры и ржавчина на глубоких ободьях приводят к порче камер по поверхности соприкосновения их с ободом.
Демонтаж и монтаж шин, имеющих низкую температуру, может вызвать трещины в покрышке и камере с последующими разрывами, так как резина под влиянием низких температур (примерно ниже минус 10° С для обычных шин) теряет эластичность и прочность. Если нет возможности предварительно отогреть шины, т. е. довести их темпераТУРУ ДО обычной, то следует их монтировать с особой осторожностью.
Слабая или неравномерная затяжка гаек крепления колес к ступицам способствует появлению виляния колес и этим вызывает неравномерный износ шин. При движении автомобиля со слабым креплением колес происходит разработка отверстий для шпилек в дисках; подобное явление нередко приводит к срезанию диском шпилек колеса и может быть причиной аварии автомобиля.