При надлежащей эксплуатации шин действительный пробег их значительно превышает установленные нормы доремонтного и послеремонтного пробега.
Недостаточное внимание к техническому обслуживанию и ремонту шин, нарушение правил их эксплуатации приводят к разрушениям и нередко столь значительным, что шины преждевременно становятся совершенно непригодными к дальнейшей работе и даже ремонту. Внезапный же отказ в работе шин в пути изза механических повреждений или других причин может вызвать аварию.
Современные автомобильные шины не лишены ряда недостатков, например: сравнительно легко поддаются механическим повреждениям, не вполне безопасны при проколах, пробоях (особенно камерные шины), обладают довольно низкой устойчивостью на скользких, обледенелых дорогах, недостаточно стойки против разрушающего действия нефтепродуктов, минеральных масел и тому подобных веществ, недостаточно герметичны, склонны к сравнительно быстрому старению и несколько разнашиваются при работе.
Шины работают в сложных и трудных дорожноклиматических условиях. На дорогах они подвергаются воздействию самых различных препятствий, начиная от гвоздя и кончая крупным камнем или острыми углами рельсов и стрелок трамвайных путей, а в условиях бездорожья появляются дополнительные препятствия, всегда угрожающие шинам.
Мелкие повреждения (проколы, порезы), вовремя не устраненные, приводят к разрушению шин. Высокая температура окружающего воздуха, пониженное внутреннее давление воздуха в шине, весовая перегрузка и неправильное вождение автомобиля вызывают повышенный нагрев шин и резко увеличивают их износ.
Даже в совершенно исправные шины нужно периодически подкачивать воздух ввиду естественной утечки его через стенки камеры и вентильное отверстие в ободе камерных шин, через герметизирующий слой и каркас бескамерных шин.
Каркас покрышек обычно в 2—3 раза долговечнее протектора; если оберегать каркас от повреждений в эксплуатации, то он в состоянии выдержать за время своей службы двухтрехкратное возобновление протектора.
Поэтому при эксплуатации шин необходимо соблюдать определенные технические требования, учитывающие особенности конструкции и материала шин и сложность условий их работы. Эти технические требования изложены в «Правилах эксплуатации автомобильных шин», в «Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».
(К ним относятся: использование шин по назначению, правильное комплектование ими автомобилей и проведение монтажнодемонтажных работ, соблюдение установленных норм внутреннего давления воздуха в шинах и весовой нагрузки на них, правильное вождение автомобиля, балансировка колес, своевременный и качественный ремонт, правильное хранение шин и содержание ходовой части автомобиля в исправном состоянии и другие требования.
Последствия нарушений «Правил» эксплуатации шин накапливаются постепенно и иногда незаметно, а затем проявляются как бы сразу и неожиданно в виде серьезного повреждения шин.
По данным НИИШПа и НИИАТа, в отдельных автотранспортных предприятиях до 50—60% шин изнашивается и разрушается преждевременно по причинам эксплуатационного характера.
Для эффективной эксплуатации шин и обеспечения превышения норм пробега новых и восстановленных шин необходимо изучать причины, вызывающие повреждения, и в любых условиях работы уметь предупреждать их возникновение, уметь определять виды износа и разрушений шин.