Проблема модельного ряда на тольяттинском СП «GM-АвтоВАЗ» висит уже около трех лет. Несмотря на постоянные вопросы журналистов о судьбе проекта Chevy Viva, руководители GM Europe категорически отказываются признавать его фиаско. Вместе с тем они наконец открыто заявили о том, что рассматривают весь спектр моделей GM компактного класса с тем, чтобы поставить одну из них на тольяттинский конвейер.
Площадка «GM-АвтоВАЗ» позволяет собирать практически любой автомобиль B- или C-класса. Уже ясно, что это не будет легковой Opel, как предполагалось ранее: Opel Astra на прошлой неделе начали собирать в Питере, а от Opel Corsa, по словам президента GM Europe Карла-Питера Форстера, было решено отказаться, поскольку к моменту начала производства жизненный цикл модели уже бы закончился. Хотя есть информация, что на СП обсуждают возможность производства внедорожника Opel Antara, который также будут собирать на питерском заводе GM. Наиболее же вероятными претендентами на вакантное место тольяттинского конвейера остаются популярные в России модели отделения Chevrolet DAT: Aveo, Lacetti, а также Lanos, с поставками которых дилеры уже долгое время испытывают дефицит.
После презентации в Женеве нового Chevrolet Aveo старое поколение придется куда-то девать, так почему бы его не начать собирать в России? Модель уже успешно собирается в Польше, откуда расходится по всей Восточной Европе. Г-н Форстер отметил, что насыщение Европы моделью Aveo на данный момент является приоритетной задачей.
Chevrolet Lacetti тоже имеет шанс обосноваться в Тольятти. Сейчас эта модель дособирается в Калининграде и считается весьма популярной. Например, в январе 2008 года модель заняла первое место в рейтинге продаж. Однако у Калининграда в ближайшее время могут отобрать таможенные льготы, и тогда GM может свернуть сборку премиум-класса (Cadillac, Hummer) на этой площадке, а Lacetti можно будет перебросить на собственный автозавод или СП.
Что касается Chevrolet Lanos, российский рынок давно требует увеличения объемов поставок данной модели. Однако украинская корпорация «УкрАвто», которая собирает Lanos, в данный момент заинтересована в поставках по Украине. С начала года Lanos резко сдал в позициях на российском рынке, и в один прекрасный день американцев такая ситуация может перестать устраивать. Более того, отвечая на вопрос о возможности производства «бюджетной» модели в России, г-н Форстер заметил, что в качестве таковой уже вполне может выступать не кто иной, как Lanos. Это означает, что американцы все-таки не исключают передачу права производства популярной модели предприятию в России.
Американцы давно бы сменили Viva или расширили производство Chevy Niva, если бы были возможности. Сегодня «GM-АвтоВАЗ» собирает 56 тысяч автомобилей Chevy Niva в год. Мощности позволяют собирать до 75 тыс. автомобилей при работе в две смены и даже до 100 тысяч при работе в три смены. Однако главным сдерживающим фактором американцы называют тот факт, что АвтоВАЗ, который владеет лишь 30% акций в СП, жадничает и отказывается увеличить объем поставки машкомплектов для Niva, в частности трансмиссий. Расширить мощности не позволяют и чисто физические возможности — нехватка территории: завод ограничен довольно небольшим участком земли, вокруг которого все принадлежит опять же АвтоВАЗу. Пытаться строиться, просить землю у ВАЗа и делить акции сейчас не самый лучший момент.
Тем не менее в GM не собираются отказываться от супервыгодного проекта и готовы сотрудничать с ВАЗом практически на любых условиях, расценивая Chevy Niva чуть ли не как самый успешный иностранный проект за всю историю. Еще бы: именно этот внедорожник делает львиную долю продаж в России, пользуясь сумасшедшим спросом в регионах. По словам даже тольяттинских дилеров, размер очереди, несмотря на месторасположение предприятия, составляет около трех недель.
Несмотря на это, на GM подчеркивают, что ВАЗ является стратегически важным партнером, а наличие у последнего нового стратегического партнера — компании Renault — не помешает их отношениям. Впрочем, аналитики и дилеры склонны думать иначе.
«Теперь на ВАЗе новый хозяин и, скорее всего, ВАЗ будет отдавать приоритет сотрудничеству с новым партнером, — считает директор по маркетингу компании «Крумб-Сервис» Олег Костюк (г. Тольятти). — Поэтому GM не случайно ведет себя очень аккуратно и не говорит открыто, что он будет производить на СП. Они сами хотят посмотреть, что будет дальше. Никто не знает, что будут производить на ВАЗе: сохранят ли производство Lada 4×4, Chevrolet Niva, каким станет вазовский седан класса С. Что касается дилеров, мы бы хотели расширить присутствие Chevrolet любыми моделями. Я думаю, если говорить о замене Viva, Lacetti стал бы неплохим выбором».
Поскольку дела на тольяттинском автогиганте в последнее время все более и более проясняются, решение о дальнейшем развитии СП «GM-АвтоВАЗ» должно появиться в самое ближайшее время. По мнению директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, на тольяттинский конвейер может встать любая модель, основополагающим фактором которой должна стать доступная цена — в пределах 10-12 тыс. долларов, куда лучше всего укладываются Lanos и Aveo.