При длительной эксплуатации двигателя изменяется проходное сечение жиклеров. Увеличивается оно изза износа от прохождения топлива, а уменьшается в результате отложения смолистых веществ. В зависимости от интенсивности эксплуатации необходимо 1—2 раза в год проверять (тарировать) жиклеры. Иначе говоря, проверять пропускную способность по протекшей в течение минуты воды (в см3) при температуре 20° С.
Проверяемый жиклер вначале промывают в неэтилированном бензине (А72), а затем в ацетоне. При наличии смолистых веществ в отверстии жиклера можно осторожно прочистить его деревянной палочкой, смоченной в ацетоне. Затем определяют среднюю величину пропускной способности жиклера и по ней судят о его пригодности к дальнейшей эксплуатации.
Существуют специальные приборы для проверки пропускной способности жиклеров. Действуют они по принципу замера количества, протекшей воды с относительным и абсолютным замером.
При абсолютном замере пропускной способности (смотреть статью под номером 18) испытуемый жиклер / помещают в держатель 8. В верхний бачок 4 наливают воду. При открытии кранов 3 и 7 вода будет поступать в поплавковую камеру 5 и по трубке 6 — в бачок 2; одновременно, поднимаясь по трубке 9, она будет вытекать через жиклер / в мерную колбу 10. При наполнении колбы водой кран 7 перекрывают и определяют пропускную способность жиклера (см3/мин). Водяной столб 1000 мм поддерживается автоматически, температура воды должна быть 20°С и контролируется термометром //. При необходимости вода из нижнего бачка 14 при помощи сжатого воздуха по трубке 16 поступает в верхний бачок 4. При несоответствии пропускной способности жиклер заменяется.
Проверка жиклера на пропускную способность прибором относительного замера показана на смотреть статью под номером 19. Испытуемый жиклер / крепится в наконечнике 2, через воронку 3 заполняется верхний бачок 4, а затем заполняется водой напорный цилиндр 5. Мерный цилиндр 6 освобождается от воды с помощью крана 7. Одновременно тягой 8 открывают краны 9 и 10. Вода начинает вытекать из напорного цилиндра 5 через жиклер. Из верхнего бачка 4 через кран 9 вода поступает в напорный цилиндр 5.
Так как сечение жиклера меньше сечения крана 9, то напорный цилиндр 5 будет переполняться и излишек воды поступит в мерный цилиндр 6 по трубке И. В мерном цилиндре 6 будет скапливаться вода в количестве, равном разности объемов воды в верхнем бачке 4 и вытекшей из напорного цилиндра 5 через жиклер 1.
Деления, нанесенные на шкале мерного цилиндра 6, соответствуют количеству воды, протекшей через жиклер за минуту при напоре, равном 1 м вод. ст. Несмотря на то, что действительный напор воды в приборе соответствует 600 мм, градуировка мерного цилиндра производилась при помощи воды через эталонные жиклеры различной пропускной способности, Предварительно пропускную способность эталонных жиклеров определяли на приборе с абсолютным замером.