Нормативное количество масла в поддоне картера двигателя щи гролируют мерным щупом. Если двигатель работает, то через ‘¦ чип после его остановки можно проверить уровень. Прежде чем принести ТО системы смазки, необходимо проверить, нет ли течи иасла из фильтра, из соединений масляных шлангов, поддона каргера, боковых крышек и крышек клапанных механизмов.
Уровень масла необходимо контролировать ежедневно перед пипмдом из гаража, а на длительных маршрутах — при остановках миомобиля в пути. Дозаливку его производят в том случае, если нпо не требует замены.
На качество и срок службы масла в двигателе влияют дорожiii.il’ и климатические условия, уход за приборами питания и их ре| шровка, уход за воздухоочистителем и фильтрами. Качество Масла ухудшается, так как происходит его окисление, появление в Нем частиц топлива и механических примесей. С ухудшением качеI гва масла понижается его вязкость, изменяется цвет, засоряется I in тема смазки. Это в свою очередь ведет к его недостаточной цир| 1 I я ции, ухудшению охлаждения трущихся деталей, что приводит к перегреву двигателя, перерасходу горючего, интенсивному износу in алей.
Качество масла можно определить визуально, методом сравнения пятен или вискозиметром. Проверка качества в первых двух I |учаях приблизительна. В первом случае смотрят на вынутый из картера двигателя мерный щуп и, если хорошо заметны метки (рйс| hi на стержне, масло считается годным для дальнейшей эксплуа1.И1НИ. Если же метки плохо заметны, то масло и фильтры сильно i.iI рязнены и требуют замены.
При проверке качества масла методом сравнения пятен из подiniia картера разогретого двигателя пипеткой или щупом берут пробу и наносят каплю на белую фильтровальную бумагу. По сравнению с эталонным пятном из чистого масла соответствие цветов может свидетельствовать о пригодности его для эксплуатации. Если же масло в двигателе очищается центрифугой, оно имеет более темный цвет, чем при фильтрах типа АСФО, в центрифуге легкие безвредные частицы сажи не отделяются, поэтому потемнение масла не определяет степени его загрязнения при комплексных присадках.
Визуально наличие в масле топлива можно проверить, разогрев его до температуры 90°—100°С. Если при поднесении огня масло загорится, значит в нем имеется топливо.
Обнаружить воду в масле можно путем отстаивания в течение 2—3 часов. При сливе в нем просматриваются характерные признаки водной эмульсии. Есть и другой способ: залить масло в пробирку и подержать над электрической плитой. Если в нем имеется вода, то на поверхности образуется пена и будет прослушиваться характерное потрескивание.