Вытягивают до отказа ручку, которая управляет поворотом жалюзи. При этом створки должны плотно прилечь друг к другу. Затем вдвигают ручку, створки жалюзи при этом должны повернуться, а радиатор полностью открыться. Если створки жалюзи до конца не закрывают или не открывают радиатора, то регулируют привод жалюзи.
На рычаге поворота створок жалюзи отпускают винт крепления троса ручки управления. Ручка управления створками жалюзи вдвигается до упора, затем на 3 мм выдвигается, и конец троса закрепляется стопорным винтом. После регулировки рекомендуется несколько раз закрыть и открыть жалюзи.
Если привод жалюзи закрывает или открывает створки с большим усилием, следует смазать оси створок и тягу. Смазывают тягу легкопроникающей смазкой, которая состоит из 40% уайтспирита и
60% концентрата коллоидного графита в минеральном масле. Смазку наносят на оболочку тяги. Можно смазывать солидолом, но тягу в этом случае следует вынуть из оболочки.
Промывка системы охлаждения и удаление накипи
Промывку и удаление накипи из системы охлаждения следует производить два раза в год — при переходе на весеннелетние и
Таблица 15 осеннезимние периоды эксплуатации. При незначительном отложении накипи систему охлаждения промывают водой в направлении, противоположном циркуляции, под давлением 2—3 кГ/см2, при работающем двигателе и снятом термостате. Если в системе охлаждения слишком много накипи, то ее удаляют химическим способом, с помощью растворов (смотреть статью под номером 15).
¦Указанные растворы приготовляют непосредственно перед использованием и хранят не более 7 дней. По истечении этого срока они теряют свои свойства. После заливки раствора в систему охлаждения и выдержки определенного времени (см. смотреть статью под номером 15) запускают двигатель и дают проработать 10—15 мин. Затем раствор сливают, а систему промывают чистой водой до четырех раз.
Для нейтрализации при третьей промывке на каждый литр воды добавляется 5 г безводной соды и 5 г хромпика, либо на одно ведро воды 20 г кальцинированной или 40 г бельевой соды. Прежде, чем залить раствор в систему охлаждения, ее следует промыть чистой водой. Когда из краников потечет чистая вода, снимают термо. стат и заливают раствор для удаления накипи.
Горьковский автозавод рекомендует промывать систему охлаждения раздельно — двигатель и радиатор снимают и заливают 10%ный раствор каустической соды, нагретый до 90°С. Выдерживают его в системе 30 минут. Затем сливают и в течение 40 минут промывают систему горячей водой с одновременной продувкой сжатым воздухом.
Предотвращение образования накипи в системе охлаждения
По мере образования накипи в системе охлаждения двигателя уменьшаются проходные сечения, нарушается теплообмен. Изза неравномерного охлаждения в головке цилиндров могут появиться трещины. Образование накипи — причина снижения мощности двигателя и перерасхода топлива.
Чтобы уменьшить отложение накипи в системе охлаждения, нужно реже менять воду. Заливать в систему охлаждения следует только очищенную, дождевую и снеговую воду, в которой нет солей, образующих накипь. Особенно много накипи образуется в том случае, если вода содержит соли магния, кальция и взвешенные механические частицы. Чем больше солей, тем жестче вода. Наибольшей жесткостью обладают ключевая, артезианская и колодезная вода.
Жесткость воды выражают в миллиграммах кальция (Са+ + ) и Ml! пия (М++), приходящихся на 1 л. По жесткости ее подразделяют на 4 группы (смотреть статью под номером 16).
По внешним признакам жесткость воды определить невозможно. Это делается только лабораторным путем.
Прежде чем залить воду в систему охлаждения, ее следует обрагь: смягчить, добавить антинакипин. Следует иметь в виду, что применение любого антинакипина допустимо только после очистки от накипи, потому что под воздействием антинакипина накипь разрыхляется и отваливается от стенок блока, головки цилиндров, pain пора и т. д. Крупные куски будут забивать всю систему охлаждения.
Существует несколько методов смягчения воды: кипячением в течение двух часов (но полного эффекта этот метод не дает);
С помощью настоя из сенного порошка или сухого сена: в нагреГ0Й ДО 100° С воде запаривают сено или сенной порошок из расчета I КГ сена на 30 л воды и настаивают до двух суток; полученный Настой смешивают с водой, которую заливают в радиатор из расчета 1,5 л настоя на 10 л воды;
с помощью печной золы растительного происхождения: золу заЛИВают горячей водой из расчета на 10 кг золы 100 л воды, перегнивают несколько раз и дают отстояться 12 ч; полученный раст¦0р фильтруют и добавляют в воду, заливаемую в систему охлажиипя; при жесткой воде —5—6%, при средней жесткости—3—4% по объему;
путем фильтрования через глауконитовый песок, который предI гавляет собой алюмосиликат калия или натрия, магния и железа;
наиболее прогрессивным является электромагнитная обработка ¦ОДЫ, когда ее пропускают через электромагнитное поле 6—8 раз триендикулярно магнитносиловым линиям; соли жесткости выпадают в виде шлама и не образуют накипи;
при помощи антинакипинов, которые добавляются непосредственно в систему охлаждения; они действуют на соли, находящиеся в иоде, переводят их в осадок: на 10 л воды рекомендуется добавлять 01 5 до 20 г тринатрийфосфата, или 20—30 мг гексаметафосфата натрия, а также двухромовокислый калий — хромпик из расчета HI 1 л воды 3 г для мягкой дождевой, а в жесткую воду добавляют и I I л 20 г хромпика.
Хромпик уменьшает коррозионное действие воды, благодаря ему на поверхности металла образуется пленка окиси, которая предосраняет металл от разрушения. Но хромпик ядовит. Приготавливая раствор, следует обязательно пользоваться противогазом и резиновыми перчатками.
Смягчать воду можно и кальцинированной содой из расчета 0,6 —1 г на один литр воды.
Особенности применения антифризов
С переходом на осеннезимний период эксплуатации транспорта в систему охлаждения желательно заливать низкозамерзающие охлаждающие жидкости. Перед заливкой систему необходимо промыть от накипи. В низкозамерзающие жидкости добавляют антикоррозийные присадки. При наличии накипи в ней присадки выпадают; коррозионное действие усиливается.
Коэффициент объемного расширения у низкозамерзающих жидкостей больше, чем у воды. Следовательно, если применяется низкозамерзающая жидкость марки 40, систему охлаждения заполняютна 5—6% меньше и на 6—8% меньше — если применяется жидкость марки 65. Систему охлаждения автомобиля ВАЗ2101,
ВАЗ2102, ВАЗ2103, «Жигули1300» завод заполняет низкозамерзающей жидкостью «ТОСОЛА40». Уровень жидкости должен быть на 6—7 см выше метки в расширительном бачке.
В процессе эксплуатации в первую очередь испаряется вода, потому что температура кипения этиленгликоля выше, чем воды. В этом случае следует добавлять дистиллированную воду. При утечке добавляют низкозамерзающую жидкость той же марки, которая залита в систему охлаждения.
Заправка системы охлаждения низкозамерзающей жидкостью производится специальной посудой, чтобы в нее не попадали нефтепродукты. Иначе охлаждающая способность жидкости уменьшается. С другой стороны, при работе двигателя происходит вспенивание жидкости, может произойти выброс охлаждающей жидкости из радиатора.
Заправку автомобилей ВАЗ2101, 2102, 2103, 21011 низкозамерзающей жидкостью следует производить через горловину в радиатор. Затем радиатор закрывают пробкой и наливают жидкость в расширительный бачок. При обращении с низкозамерзающей жидкостью следует проявлять осторожность: она ядовита и может вызвать отравление. Во время заправки системы охлаждения низкозамерзающей жидкостью нельзя курить, принимать пищу. После заправки следует вымыть руки. Принимать специальные меры для защиты неповрежденной кожи и дыхательных путей при использовании низкозамерзающей жидкости нет необходимости.
При каждом ТО1 следует проверять уровень охлаждающей жидкости и ее качество. Со временем низкозамерзающие жидкости сильно мутнеют, меняют цвет, ухудшают свои качества. Срок службы низкозамерзающей жидкости — 2 года, или, ориентировочно, 60 000 км пробега.
Хранить низкозамерзающие жидкости следует в чистой и плотно закрытой таре. При сливе из системы охлаждения их следует фильтровать. В летнее время года вместо охлаждающей жидкости «ТОСОЛА40» в систему охлаждения автомобилей ВАЗ можно заливать воду.
В зимнее время рекомендуется заливать водяные растворы «ТОСОЛА40» или «ПАРАФЛУ11». Другие антифризы не рекоменуются. Наиболее распроI I р.шенными являются 1С | поры «ТОСОЛА». рНи обеспечивают нормальный запуск двигатег, при температуре—40 н ()0°С. При наличии тппальной незамерзаюЩЕМ жидкости «ТОСОЛ», «ПАРАФЛУ» можно приготовить антифриз. Пользуясь таблицей 17, I нюнят низкозамерзающие растворы.