Распрощавшись (по крайней мере на время) с идеей экологически чистого дизеля, автопром вспомнил про газ. Только не нефтяной (пропан-бутан), а водяной. Во время подготовки этого номера к печати стало известно, что Mazda намерена вывести на рынок водородную версии своего спорткара RX-8. У машины два бака – один на 61 л бензина, второй-на 110 л сжатого под давлением в 350 атм водорода Переведенный на водородное питание роторный двигатель по и вдвое теряет в мощности (109. .с. вместо 210) и в пять раз в за асе хода (100 км против 550 на бензине). Впрочем, Mazda RX-8 RE – продукт для внутреннего японского рынка. А вот серийное воплощение концепта Ford F2 0 будет, возможно, доступно не только в Штатах.
Как уже было отмечаю, мотор этого зловещего на вид пикапа способен питаться бензином, этанолом и водородом. Этанолом едва ли кого удивишь-топливо это довольно популярно в США. Помимо обычных авто юбилей, спиртом американцы заправляют гоночные болиды серии CART и совсем уж безумные аппараты, гоняющие по солончаковму плато Бонневилль в штате Юта. Так что с этанолом проблем не возникло, а вот для водорода пришлось создавать свою систему питания со своими топливными рампами (по одной на каждую головку), форсунками и турбокомпрессором. Сжигая таким образом водород, фордовский мотор V10 Tri-Flex производит, пусть и не рекордный, крутящий момент (400 футов на фут – около 70 Нм), зато почти не выбрасывает в атмосферу СО2 (на 99% меньше, чем на бензине) и способен проехать 500 миль на одной заправке.
Конечно, рыночная судьба водородомобилей всецело зависит от развитости инфраструктуры. Сеть водородных заправок существует в Калифорнии, появляются они и в Германии. Так что, вероятно, всеядные (или, точнее, многоядные) моторы еще не сказали последнего слова в борьбе за выживание. Эволюция продолжается.
-Во многих европейский странах, в частности, в Швеции, самый популярный альтернативный вид топлива – биоэтанол Е 85 (85% этилового спирта. 15% бензина). Он там на 39 проц. дешевле бензина. В шведской алкогольной кампании преуспел Ford -80 % Focus, продаваемых в этой стране, – биотопливники.
-Колонка на автозаправочной станции, которая дает водород, гораздо больше бензиновой, да и устройство ее гораздо сложнее.
– При заправке водородом жизненно важна герметичность.
-У Mazda RX-8 RE баллон с водородом живет в багажнике.
-1939 год. Серийный советский газогенераторный автомобиль ГАЗ -42.