Тем не менее задача использования многообещающего в плане лошадиной отдачи верхнего диапазона оборотов достаточно привлекательна, чтобы сподвигнуть инженеров на разработку системы управления моментом открытия клапанов. Первой и, как ни странно, самой удачной из подобных систем оказалась знаменитая VTEC, разработанная в конце 80-х годов прошлого века компанией Honda. Решение оказалось простым, как грабли, и столь же эффективным.
На одном распредвале хондовцы разместили два (а потом и три) комплекта кулачков, нужные из которых замыкал на коромысло толкателя управляемый давлением масла плунжер. Система оказалась настолько красивой и надежной, что до настоящего времени практически не претерпела изменений. Более того, VTEC (полная расшифровка – Variable Valve Timing and Lift Electronic Control) позволяет изменять не только момент открытия, но и высоту подъема клапана, что открывает огромные возможности управления характеристиками двигателя. Так, помимо боевого мотора 1,6 VTi, существовал 1,5-литровый VTEC-E, с которым Civic умудрялся есть в городе всего 6,5 л/100 км.
Как ни странно, ни японцы (кроме уже упомянутой Honda), ни немцы не смогли ни усовершенствовать идею, положенную в основу VTEC. ни предложить что-либо более удачное. Все известные на рынке системы управления фазами газораспределения – VVT-i (Toyota), MIVEC (Mitsubishi), бээмвэшный VANOS (в частности, такая система установлена на 3,0-литровом моторе одного из героев сравнительного теста со стр. 14) или вообще никак (у большинства производителей, например, Audi A 3 – другого участника наших испытаний) – построены по одному принципу. Гидравлическая муфта управляет положением распредвала, изменяя момент открытия клапана. Поворачиваясь, коленвал как бы меняет форму кулачка, увеличивая или уменьшая время воздействия на толкатель.
Дальше других пошла только BMW, дополнившая традиционную по конструкции систему VANOS (в варианте, когда меняются фазы не только на впуске, но и на выпуске – dual-VANOS) инновационной Valvetronic – еще одним валом с набором кулачков и роликов, управляющих подъемом клапанов. Современная электроника позволяет контролировать процесс настолько точно, что моторы Valvetronic обходятся вообще без дроссельной заслонки.