На первый взгляд все довольно просто – на впуске должен быть открыт один клапан (или пара), на выходе – другой. Все усложняется, если замахнуться на высокие обороты. Стоит шагнуть за отметку тысяч этак шести об/мин, как выясняется, что своего такта каждому из клапанов маловато – сказывается инерция газов. Поскольку законы физики не обойдешь, приходится открывать впускной клапан еще до прохождения верхней мертвой точки (ВМТ), а выпускной – закрывать несколько позже этой самой ВМТ, чтобы выветрить из камеры сгорания бесполезный (негорючий) выхлоп.
То есть в определенные моменты открытыми оказываются все клапаны – этот период позволяет быстрее и качественнее заполнять цилиндр горючей смесью бензина и воздуха и называется перекрытием фаз. Как раз эту задачу – обеспечение должного перекрытия фаз – в автоспорте и тюнинге решают так называемые верховые распредвалы – кулачки у них спроектированы таким образом, чтобы облегчить дыхание мотора на высоких оборотах. Одна проблема – верховые гоночные моторы наотрез отказываются устойчиво работать при оборотах, близких к холостым.
Причина – все то же перекрытие фаз. На малых оборотах недовышедшие отработавшие газы не пускают в цилиндр свежую смесь. В результате даже просто тронуться с места на гоночном моторе – дело непростое.