Причин недостаточной эффективности работы кондиционера может быть несколько, но установить их могут только специалисты техцентров.
Беспощадная жара, с которой уже успели столкнуться жители многих регионов России, лишний раз убедила владельцев автомобилей в том, что кондиционер в машине лишним не будет. Он обеспечивает не только комфортное вождение, но и в определенной степени влияет на безопасность —в прохладном салоне гораздо легче принимать правильные решения. Как и любая автомобильная система, кондиционер периодически требует внимания со стороны сервисменов. Чаще всего автовладельцы обращаются с жалобами на недостаточно быстрое и качественное охлаждение. Может оказаться, что «кондей» здесь вовсе ни при чем. Включите вентилятор отопителя на полную мощность и проверьте, насколько сильный поток воздуха поступает из воздуховодов. Если он слабоват, скорее всего, сильно загрязнен фильтр салона. Летом он забивается особенно быстро: сказываются и более частые поездки за город, и движение по пыльным грунтовкам. Поменять фильтр можно как в сервисе, так и самостоятельно.
Проверяем давление
В случае если поток воздуха достаточно сильный, но его температура слишком высока, придется заехать в техцентр —прежде всего для проверки давления в системе кондиционирования. Оно может незначительно упасть вследствие естественной утечки хладагента —тогда достаточно просто дозаправить систему. Если же фреона практически не осталось, заправка пользы не принесет —необходимо выяснить причину опустошения. Как правило, оказывается негерметичным одно из соединений или прогнившей одна из металлических деталей системы: трубка или радиатор. Сервисмены, специализирующиеся на ремонте кондиционеров, всегда знают, что именно проверять в первую очередь. К примеру, чаще всего коррозии подвергаются трубки, расположенные в нижней части моторного отсека и подверженные прямому воздействию дорожных реагентов зимой. Эти детали, как правило, меняют Ремонтировать их крайне сложно, да и смысла Нет. Если не удается найти трубку нужной конфигурации на конкретную модель, вместо нее можно установить резиновый шланг —разумеется, не садовый, а специальный. Работа обойдется чуть дороже, зато впоследствии не будет проблем с коррозией.
Менять или варить
Другое дело конденсаторы, или, проще говоря, радиаторы системы кондиционирования. Расположенные в передней части автомобиля, они зачастую повреждаются летящими из-под колес впередиидущего транспорта камнями. В результате даже новый радиатор может оказаться пробитым —не менять же его! Разумеется, на помощь приходят аргоновая сварка и аппараты по напылению металлов..
Когда утечку найти не удается, прибегают к использованию специального красителя, который заправляется вместе с фреоном и светится под ультрафиолетом. Вооружившись лампой, специалист легко обнаружит проблемное место. Конечно, далеко не всегда неэффективная работа кондиционера вызвана отсутствием хладагента. Иногда ее причиной становится механическая часть —к примеру, в силу износа или недостатка смазки может заклинить компрессор. Кстати, всегда обращайте внимание на наличие приводного ремня компрессора. Многие автовладельцы пытаются переложить замену заклинившего узла на плечи следующего владельца, поэтому просто снимают ремень при продаже. Причин этого поступка можно придумать с десяток.
Новый компрессор на модель среднего класса обойдется в 40 000-45 000 руб., ремонт старого примерно вдвое дешевле. Можно поискать и агрегат б/у.
Довольно редко возникают проблемы с электрической частью системы кондиционирования. Контакты цепей сгнивают, как и любые другие металлические детали.
Ремонт лучше выполнять при появлении симптомов неисправности. Попытка отложить визит в сервис на потом часто оборачивается дополнительными тратами, которых легко можно было бы избежать.
Избавляемся от запаха
Порой эффективность работы кондиционера не вызывает нареканий, но при его включении в салоне появляется неприятный запах. Это бывает часто, к тому же в автомобилях любых марок и моделей.
Долго искать виновника появления запаха не придется —это испаритель системы кондиционирования. При работающем «кондее» он всегда влажный, а во время стоянки автомобиля —еще и теплый. Лучшей среды для размножения бактерий и не придумаешь. К тому же, несмотря на наличие фильтра салона, в испаритель проникают грязь и пыль, образующая на поверхности испарителя еще и шубу, затрудняющую вентиляцию сот.
Впрочем, неприятный запах —не самое страшное. Некоторые виды бактерий, легко размножающихся в испарителе, представляют опасность для здоровья человека. Поэтому равнодушное отношение к первым признакам неудовлетворительного состояния испарителя может иметь неприятные последствия.
Существуют различные препараты, предназначенные как для профессиональной, так и для самостоятельной дезинфекции системы кондиционирования. В отдельных случах рекомендуют демонтировать испаритель и очистить его механически.
Есть и мобильные установки для озонирования салона и кондиционера: они убивают запахи, исходящие не только от испарителя, но и, к примеру, от тканевой обивки. Правда, такое оборудование довольно специфично, и позволить его себе может далеко не каждый сервис.
Дезинфекцию рекомендуется проводить не реже одного раза в год. Профессиональная обработка, разумеется, предпочтительнее.
Совет профессионала
Алексей СЛАНСКНЙ, мастер цеха техцентра «Фрост Моторс»
При появлении первых проблем с кондиционером в автомобиле лучше сразу обратиться на станцию техобслуживания. Не пытайтесь самостоятельно поставить диагноз или дозаправить систему у «специалистов» на обочинах автотрасс. Чтобы понять причину недостаточной эффективности кондиционера, необходимо как минимум проверить наличие и давление хладагента в системе, а для этого требуется специальное оборудование. К тому же, как показывает практика, придорожные сервисмены не всегда ведут себя честно: к примеру, они могут всего лишь дозаправить систему кондиционирования, а деньги взять за диагностику и полноценную заправку, а то и вовсе поменять фильтр салона и выписать счет на кругленькую сумму за другие работы.
Кстати, о фильтре. Советую менять его по фактическому состоянию —интервалы, предусмотренные производителем, часто не учитывают российских условий и оказываются неоправданно велики. К тому же в период цветения тополей при поездках по пыльным дорогам фильтры забиваются особенно быстро.