Китайцы, обмеряющие на автосалонах европейские и японские машины, —привычное зрелище. Но представляете главу концерна Volkswagen Мартина Винтеркорна и шефа всех фольксвагеновских конструкторов Ульриха Хакенберга с рулетками возле китайского седана Baojun 630?
Baojun 630 —явление нового времени. Китайское правительство не устраивает ситуация, когда зарубежные концерны даже в рамках паритетных СП с местными автозаводами все равно имеют главенствующую роль. Поэтому теперь по указанию ЦК Коммунистической партии Китая заявки на расширение производства и строительство новых заводов в рамках СП будут одобрены только при условии создания на их базе новых локальных брендов и новых автомобилей с оригинальным китайским дизайном и «западной» технической начинкой.
Кто-то волю компартии даже предугадал —СП Guangzhou – Honda еще три года назад объявило о запуске бренда LiNian. В конце марта на конвейер встал первенец —чуть преображенный седанчик Honda City прежнего поколения. Практически одновременно на рынок выходит и марка Baojun, созданная в рамках СП SAIC – GM – Wuling.
—Хм, передний свес слишком длинный: почти метр, —удивлялись Винтеркорн с Хакенбергом. —Ну-ка, а что под капотом? Слишком много пустоты. Видимо, машина построена на старой платформе…
Это так: Baojun 630 сделан на основе Chevrolet Lacetti предыдущего поколения. Точно так же поступит и Nissan —в Шанхае от лица СП Dongfeng – Nissan был представлен концептуальный седан новой марки Venucia на основе платформы В альянса Renault – Nissan. Планы создания аналогичных локальных суббрендов уже озвучили Hyundai и Kia…
А что Volkswagen? Высокий спрос на архаичные, зато дешевые Джетты и Сан – таны сказался на реноме марки —современный Passat, например, по результатам продаж уступает новеньким седанам Honda Accord, Toyota Camry и Nissan Teana. Однако у VW в Китае есть аж два СП —с концернами FAW и SAIC —значит, и новых брендов фольксвагеновцам придется создавать тоже два?
Если решение партии будет выполнено, то в ближайшие год – два китайский рынок должен заполниться десятком новых национальных марок —ведь в рамках СП тут работают все производители. Но на деле правительство получит то, чего на китайских дорогах и так хоть отбавляй, —машины на основе зарубежных платформ второй и третьей свежести.
Зато потребители останутся в выигрыше —автомобили совместных брендов будут дешевле иномарок примерно на 20%: и Baojun, и LiNian будут стоить около 10 —12 тысяч долларов. Интересно, что как раз в этой нише существуют независимые китайские автопроизводители, такие как Chery, Geely, BYD и Great Wall, которые самостоятельно вкладывались в ноу-хау, переманивая зарубежных специалистов или выкупая технологии. Не выйдет ли так, что компартия придушит их собственными руками?