В Авторевю регулярно публикуются снимки еще засекреченных автомобилей, сделанные фотографами – шпионами На этот раз, сам того не желая, шпионом стал и я: мне удалось сделать отличный кадр новейшего тягача Mercedes Actros в камуфляже! А на следующий день я увидел такую машину уже легально и без камуфляжа —но без фотоаппарата и с обещанием не раскрывать подробности увиденного.
Я уже был фотографом – шпионом —семь лет назад. Тогда я ехал по шведскому шоссе на такси, возвращаясь с Арктик – теста, —и вдруг увидел два автовоза с опытными фургончиками Mercedes Sprinter в камуфляжных масках. Никогда не забуду, как мы с таксистом – афганцем гнались за автовозами, а их водители уходили от погони, увидев у меня фотоаппарат…
На этот раз я вообще никого не трогал: сидел, примус починял. Точнее, весь день работал в архиве концерна Daimler, расположенном при штаб-квартире в Штутгарте. В полутемном библиотечном зале, обложенный папками с пожелтевшими бумагами, я чувствовал себя Гэндальфом из «Властелина колец», который разыскивал летопись кольца всевластия… Мне попалась даже копия паспорта, выданного Готтлибу Даймлеру во время его визита в Россию в конце XIX века.
Из оргтехники в даймлеровском архиве есть только ксерокс, зато тут разрешают переснимать материалы своей камерой. В четыре часа архив закрывался: я уже собрался уходить, но увидел в коридоре любопытный дизайнерский эскиз двадцатилетней давности и попросил разрешения его сфотографировать.
Вот так бывает: не задержись я в архиве на пять минут, секретный тягач проехал бы мимо! Щурясь от дневного света, словно крот, я сдал на проходной временный пропуск и зашагал по улице к электричке, мечтая что-нибудь пожевать: семь часов без еды, согнувшись над старыми документами, —не шутка.
И вдруг… Не может быть. Вдалеке показался новейший засекреченный тягач Mercedes! Я сразу узнал его по кабине, обклеенной черно-белой маскировочной пленкой. Такие машины испытываются на дорогах общего пользования уже четвертый год: снимки, сделанные немецкими шпионами, мы публиковали в АР №3, 2008 и №18, 2009, а в начале прошлого года наш читатель прислал фотографию, сделанную мобильником в Скандинавии.
Но те снимки были сделаны издалека, а машины на них замаскированы так, что о настоящих чертах можно только догадываться. А здесь тягач, у которого ясно были видны все наружные элементы, ехал прямо на меня! Причем очень быстро: оставалось время лишь на то, чтобы скинуть с плеча фоторюкзак, выхватить камеру и включить режим скоростной съемки. И мне вновь повезло: в архиве я снимал «дальнобойным» объективом, идеально подходящим в данной ситуации, хотя обычно у меня стоит широкоугольник. Приседаю на корточки, чтобы было удобнее снимать с упора и чтобы я был не так заметен водителю: щелк – щелк – щелк… Есть!
А тягач, проехав мимо, тут же развернулся на перекрестке и поехал обратно. Это потом я сообразил, что он направился к заводским воротам, а сначала подумал, что влип по полной программе. Сейчас водитель остановится, погонится за мной…
Интересно, что в Германии делают с пойманными вблизи завода фотографами – шпионами? И тут —надо же случиться такому! —неподалеку завыла сирена. «Ну все, —подумал Штирлиц. —Это за мной». Неужели водитель успел вызвать полицию? Невидимая машина с сиреной проехала где-то за заводскими корпусами, а у меня еще долго колотилось сердце.
А на следующий день я уже официально попал в мерседесовскую трубу. Аэродинамическую.
Представьте себе замкнутый в виде прямоугольника тоннель длиной 120 м и диаметром 8,5 метра. Посередине стоит вентилятор ужасающих габаритов с приводом от двух электромоторов общей мощностью 5000 кВт.
По углам тоннеля —вертикальные ребра,направляющие воздушный поток, между которыми тоже можно ходить. Чувствуешь себя, словно в фантастическом фильме!
Все это смонтировано в здании, которому уже 70 лет, а обслуживают трубу всего три специалиста. «Мы можем имитировать скорости до 250 км/ч, но столько не нужно», —говорят они. Для грузовиков искусственный ветер дует со скоростью 80 км/ч: он проходит через «ребра», через хитрую систему сеток – рассеивателей и наконец попадает в сужающий диффузор.
Грузовик стоит на платформе – весах, под которыми находятся датчики: по их показаниям вычисляется коэффициент аэродинамического сопротивления.
Здесь – то нам и показали новый тягач —отобрав всю фотоаппаратуру, включая мобильники с камерами, и взяв слово не рассказывать о машине в подробностях. Единственное, что пока доступно, —официальный снимок спереди, опять же под камуфляжем.
Что ж, тогда расскажу о впечатлениях. Выглядит тягач мощно: высоченная кабина, здоровенная звезда на передке, рубленые формы, сверкающие под прожекторами. Дизайнеры постарались на славу!
Хотя ходили упорные слухи о том, что Mercedes откажется от имени собственного, тягач называется, как и его предшественник: Actros. Но с прежним Актросом —практически ничего общего! Кабины полностью новые, двигатель —тоже, а еще шасси и новейшие системы… Стоп – стоп, я же дал слово не разглашать информацию.
Не наступят ли немцы на те же грабли, что в 1996 году, когда появился первый Actros? Как известно, большинство производителей грузовиков обновляет модели постепенно. А Mercedes тогда, как и сейчас, решил устроить революцию: выпустил на рынок полностью новую модель —ив результате столкнулся с массой проблем и детских болезней. Одни глюки электроники чего стоили!
Впрочем, мерседесовцы уверяют, что новый двигатель всесторонне проверен в эксплуатации, поскольку 70 тысяч таких моторов уже работает на американских Фрейт – лайнерах и японских Fuso.
В зависимости от заказа агрегаты отвечают нормам Euro 5, EEV или Euro 6: во всех случаях на машине будет стоять рециркуляция выхлопных газов EGR и «мочевинная» нейтрализация SCR, а в варианте Euro 6 —еще и сажевый фильтр.
Каково таким тягачам будет на российских просторах? Или Daimler решит продавать в России в основном более простые машины прежнего поколения, которые уже собирают в Набережных Челнах?
Кстати, мерседесовцы лукавят, заявляя, что их тягач первым отвечает нормам Euro 6. Выпуск новых Актросов начнется только в конце года, а вот Scania уже объявила о начале продаж машин Euro 6!
«Ну а как в кабине? Понравилось?» —спросят читатели. Кое-что —очень, например, простор и посадка водителя. Опять же, никакого сравнения с нынешним Актросом, у которого в кабине тесновато, а нижняя полка узкая. Ряд решений явно позаимствован у других марок —в первую очередь у Скании. А кое-что удивило и даже разочаровало —не только меня, но и, скажем, коллегу из Турции, где Mercedes тоже производит свои модели.
Но я же честный шпион, правда? Раз дал обещание не рассказывать об увиденном —буду молчать «как рыба об лед», пока тягач окончательно не рассекретят. Скажу лишь одно: если он будет вести себя на дороге лучше, чем Scania R, или хотя бы так же —разработчиков можно поздравить.