В Москве начали появляться полосы для общественного транспорта. Чем грозит водителю обычного автомобиля выезд на такую полосу? Валентин Михайлов, Кострома
Прежде всего давайте разберемся, что это за полосы и всегда ли запрещено на них выезжать. В соответствии с ГОСТ Р 52289 – 2004 полосы, предназначенные для маршрутных транспортных средств, обозначаются знаками 5.11, 5.13.1, 5.12.2 или 5.14. Чтобы избавить вас от необходимости лезть в брошюрку ПДД, напомним: это голубые квадратные знаки с изображением автобуса и возможных направлений его движения. Кроме того, непосредственно на асфальт
может быть нанесена краской белая буква А. Заезжать на такую полосу движения, в том числе для остановки, в общем случае запрещено. Исключение предусмотрено для ситуаций, когда она отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки: в этом случае необходимо перестраиваться на маршрутную полосу перед поворотом на примыкающую дорогу. Кроме того, не запрещено заезжать на нее при выезде на дорогу, а также для остановки с целью посадки или высадки пассажиров. Разумеется, во всех случаях не должно создаваться помех «хозяевам» этой полосы, то есть маршрутным транспортным средствам.
К сожалению, усилия властей по выделению автобусам и троллейбусам обособленной полосы обречены на провал до тех пор, пока законом не будут установлены адекватные санкции за ее использование остальными транспортными средствами. На сегодняшний день нарушителя можно призвать к дисциплине, только оштрафовав его на 300 руб. Причем в такую сумму оценивается и просто выезд на данную полосу, квалифицируемый как несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги , и непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству . Правда, если водитель, оказавшись на этой полосе, создал помеху автобусу или троллейбусу, его можно наказывать сразу по обеим статьям Кодекса. Таким образом, если одно нарушение стало следствием другого, то в государственный бюджет могут перекочевать 600 руб.
Но даже риск лишиться этой суммы зачастую не способен удержать водителя, томящегося в пробке, от соблазна промчаться с ветерком по свободной полосе. При этом вероятность быть наказанным невелика —на каждом перекрестке инспектора не поставишь. В этой связи хотелось бы призвать водителей к сознательности и пониманию подобных инициатив, ведь во многих странах мира создание таких полос вкупе с иными мерами позволило значительно облегчить передвижение по городу.