Разные страны принимали собственные стандарты определения мощности моторов. В Соединенных Штатах Америки по нормам, установленным Обществом Автомобильных Инженеров (SAE), мощность-нетто определяется без учета ее потерь на привод генератора, помпы, гидроусилителя руля и компрессора кондиционера. В результате ее значение получается на 10-15% завышено по сравнению с реально снятой с коленчатого вала мощностью. А у нас и в большинстве европейских стран стандарты другие, и тормозная мощность автомобилей при прочих равных показателях получается ниже, чем у американских. Но она ближе к истинной.
В разных агрегатах трансмиссии мощность на пути от двигателя к ведущим колесам только уменьшается, так как их КПД меньше единицы! Таким образом, на колеса неизбежно приходит лишь 80- 90% реальной мощности мотора. Эта остаточная "мощность-брутто" и будет дальше расходоваться на преодоление аэродинамического сопротивления движению автомобиля и сопротивление качению шин – именно она определяет скоростные возможности машины. Ее принято измерять на беговых барабанах.
Игра слов
Чтобы удить, насколько совершенен тот или иной двигатель, инженеры пользуются понятием "литровая мощность". Это количество лошадиных сил, снимаемое с одного литра рабочего объема двигателя. Чем этот показатель выше, тем больше теплоэффективность мотора. Большинство двигателей легковых машин имеет сегодня литровую мощность в пределах 5-80 л.с./л, но спортивные и гоночные машины могут располагать 300 л.с./л и даже больше.
Еще применяется термин "удельная мощность", то есть мощность, которая приходится на одну тонну полной массы автомобиля. Чем больше это значение, тем выше мошностной потенциал автомобиля, тем быстрее он набирает скорость, тем больше тяговое усилие на его ведущих колесах.
А в 30-е годы прошлого века еще различали крейсерскую и максимальную мощности. Дело в том, что двигатели тогда были недостаточно выносливы, и в режиме полной мощности их длительная работа была ненадежной. Поэтому в обиход вошел термин "крейсерская мощность", составлявшая примерно 90% от максимальной. Она определяла мощностной режим, в котором автомобиль мог "крейсировать" бесконечно долго. Однако к этой величине надо было относиться с осторожностью: в те годы двигатель служил до капитального ремонта всего 80-100 тыс. километров. Сегодня же гарантийный срок моторов доходит до трех лет и 300 тыс. км!
И какими бы киловаттами ни пользовалась высокая инженерия, рядовые автомобилисты привыкли воспринимать мощность мотора, выраженную в старых добрых лошадиных силах. В Англии и Америке ее обозначают буквами HP, в Германии – PS, во Франции – CV. Забавно, но последняя аббревиатура происходит от слов cheval vapeur, что означает по-русски "паровая лошадь"!
– Тормозной или динамометрический стенд, на котором измеряют крутящий момент силового агрегата на разных режимах его работы
– Формально обозначение Renault 4CV соответствовало налоговой мощности мотора, но его тормозная мощность была в 8-9 раз выше!
– "Plymouth 70-х годов с 250-сильным мотором (по SAE) по-европейски едва дотягивал до 210 лошадок.
– Английский "Standard" полностью соответствовал британской налоговой формуле. Диаметр цилиндров – 63 мм. ход поршня – 76. всего 948 куб. см рабочего объема мотора
– Беговые барабаны стары как мир и как этот "Руссо-Балт" модели С24/40 1918 года
АВТОХИМИЯ..
Коротко