Этот термин родился в Англии – стране, первой применившей в промышленности паровые машины. До них основной рабочей силой была лошадь. Однако физически он не точен. Это не сила, а работа, совершенная в единицу времени, и слова эти сегодня звучат архаично
Сейчас в соответствии с Международной системой (СИ) мощность в технике принято выражать в ваттах и киловаттах (1 квт = 1,36 л.с.). Но почитаем, что говорит энциклопедия: "В некоторых отраслях техники применяется также лошадиная сила".
Мощность определяют разными способами. Например, у двигателей – на динамометрических или тормозных стендах. На них измеряют развиваемый силовым агрегатом на разных режимах работы крутящий момент. А потом на основе полученной величины и числа оборотов коленвала в минуту вычисляют мощность-нетто. Поэтому ее иногда еще называют "тормозной мощностью".
Закон есть закон
Но есть еще и понятие "налоговая мощность". В некоторых странах она служит для определения налога, который фискальные власти собирают с владельцев автомобилей. Например, французы раньше предпочитали малолитражные машинки. И если говорили про автомобиль, что у него двигатель налоговой мощностью 5 л.с., на самом деле это означало, что его рабочий объем – около 1000 куб. см. При этом тормозная мощность могла быть и 40, и 45 тормозных л.с. Как видите, налоговая мощность напрямую связана с рабочим объемом мотора, а не с его реальной мощностью.
Другой курьезный пример. В Англии долгие десятилетия налоговую мощность вычисляли по очень своеобразной формуле. В ней не учитывали величину хода поршня – только диаметр цилиндра. И если фирма в 30-50-е годы хотела предложить покупателю автомобиль с наименьшей налоговой мощностью, она ставила на него очень длинноходный мотор. Согласно британскому закону налоговая мощность была прямо пропорциональна диаметру цилиндра, возведенному в куб. Таким образом автомобиль с 40-сильным двигателем числился как машина с налоговой мощностью всего 10 л.с.