Трудно поверить в утверждение, что потерпеть аварию тоже нужно уметь. Более славится искусство ездить без аварий. Несомненно, это заслуживает большего признания. Однако чем опытнее водитель, тем с большей готовностью он признает, что может ручаться за себя только на 90%. Ведь вероятность аварии зависит также от технического состояния автомобиля, от состояния дороги, погоды, дисциплинированности пешеходов и других участников движения. В свое совершенство и непогрешимость верит только тот, кто едва овладел первыми буквами водительской азбуки.
Начинающие водители обычно считают, что наиболее безопасно ездит тот, кто не превышает скорость 50 км/ч и вообще движется медленно. Очевидно, они пришли к такому выводу после того, как заметили, что из всех представителей животного мира наименее тяжкие столкновения бывают у улиток.
К сожалению, это общая ошибка, служащая причиной многих ДТП. Тот, кто ездит медленно, вынуждает других постоянно замедлять движение и совершать обгон. Безопасной считается езда в темпе транспортного потока, то есть равномерная, с соблюдением безопасной дистанции и возможно меньшим числом обгонов. Причем скорость следует выбирать в зависимости от дорожных условий: например, на разбитой местной автомобильной дороге она может составить 30 км/ч, а на автомагистрали — 100 км/ч. В случае смены условий обе эти скорости могут стать опасными. Разница только в том, что при скорости 100 км/ч вы это поймете раньше.
Надежная езда предполагает выполнение многих правил, важность которых мы обычно не осознаем. Например, случается, что за рулем вы ведете дискуссию. Всегда есть опасность, что бурный обмен мнениями и пониженное внимание отразятся на стиле вождения.
На основании исследований, проведенных в США, установлено, что даже хорошие и надежные водители каждые 3 км допускают ошибку в управлении автомобилем, а в среднем каждые 800 км они избегают дорожного происшествия. Все рассказы о том, что кто-то в совершенстве управляет автомобилем, только доказывают, как легко и необдуманно мы бросаемся словами.
В принципе все, чему нас учили в автошколе, и все правила направлены на то, чтобы мы ездили без аварий. Но до тех пор, пока масса людей живет с убеждением, что правила существуют только для того, чтобы их нарушать, недостаточно одного умения управлять автомобилем, необходимо овладеть искусством совершать аварию. Это значит: в случае неотвратимой катастрофы уметь использовать все элементы пассивной безопасности и выйти из нее с возможно меньшим уроном.
Попутчик во время езды должен быть настороже, следить за ситуацией перед автомобилем и не отвлекать водителя, особенно на опасных и непросматриваемых участках, где у него затруднена обзорность. В такой момент нельзя навязывать ему пищу, питье или свою точку зрения по управлению, прикуривать сигарету. Не ищите ничего на карте или на полу, не пересаживайте детей на заднее сиденье, не наливайте напитки из термоса. Все это не только мешает водителю, но создает опасность для вас самих в случае ДТП быть застигнутыми в положении, благоприятствующем ранению. В спокойном положении с ремнями безопасности вы можете выйти из аварии без единой царапины. Опыт показывает, что ремни предохраняют в девяти случаях из десяти. Но ремни нельзя затягивать, как корсет на придворных дамах, не должны они болтаться и как пальто после старшего солидного брата. Правильным считается положение, при котором между ними и грудью, если вы сидите, плотно опершись на спинку, свободно проходит рука.
Умение совершать аварию полностью зависит от того, кто держит в руках руль. Поэтому он должен его держать надежно, обеими руками и сосредоточить все внимание на своих действиях, даже если он едет по однообразной и утомительной или надоевшей дороге.
Следует не слишком надеяться на тормоза и не забывать о руле. На это многие могут возразить: как же можно забыть о том, что находится у вас буквально под носом, особенно при неправильной посадке? Между тем это происходит по следующей причине. Чем меньше у нас опыта, тем больше мы верим в то, что наиболее надежный способ спасения — своевременное торможение. Мы бездумно нажимаем на педали тормоза и сцепления в случаях, когда именно это является бесспорно самым худшим, что можно в данной ситуации придумать.
В спокойной обстановке возле теплого камина и начинающий водитель уверенно объясняет, что резкое торможение на обледенелой или замасленной дороге приводит к заносу, а нажатие на педаль сцепления при быстром движении на повороте или спуске с возвышения делает автомобиль почти неуправляемым. В обоих случаях в большей степени поможет разумное и чуткое управление рулем. Но на практике мы часто забываем, что, прежде чем нажать ногой на педаль, нужно подумать головой.
Прокол шины в первый раз вызывает сильный испуг, особенно если это случится при быстрой езде. В таком случае нужно не терять уверенности, а постепенно замедлить движение, что, разумеется, не уменьшит убытка от повреждения камеры. Но необдуманное торможение может довести до деформации кузова.
Замедлить движение на обгоне при виде встречного автомобиля — почти равносильно попытке самоубийства. По статистике, такие действия наиболее часто приводят к ДТП. При этом для предотвращения опасной ситуации обычно бывает достаточно только правильно прореагировать и вовремя свернуть на свою половину дороги.
Кстати, если вы хорошо помните, что для вас предназначена прежде всего правая сторона дороги, не старайтесь придерживаться этого правила без всяких исключений. Увидев, например, что встречный водитель на повороте не сможет вовремя вернуться на свою половину дороги или по неизвестной причине движется влево, не тратьте время на рассуждения — пьян ли он, сошел с ума или уснул. Лучше быстро сверните туда, где есть свободное место,— на обочину, в поле или на левую сторону дороги. Если другим способом нельзя предотвратить столкновение, поспешите уйти с дороги. Спорить о том, кто прав, вы сможете сколько угодно потом, когда спасетесь. В противном случае это уже не будет иметь значения. По сравнению с лобовым столкновением все остальное намного лучше.
Как пишет в своих исследованиях чешская писательница Сыльва Гросзова, психологи подразделяют автомобилистов на три типа. Водитель типа «парализованный» в момент опасности вскрикивает, закрывает глаза и безучастно ждет дальнейших событий. От такого водителя едва ли можно ожидать быстрого решения в сложной обстановке, даже если ему и удается преодолеть реакцию испуга. Если он хорошо знает и осознает свой недостаток, то должен стараться ездить осторожно и избегать опасных ситуаций. Весьма полезно для него выучить и зафиксировать в подсознании возможно больше способов поведения, помогающих спастись в момент, когда им овладевает страх. Но нельзя гарантировать, что он их правильно применит. Некоторые водители открыто заявляют, что «еще с детства все меня сразу же пугает». Для них гораздо лучше, если они будут стремиться к тому, чтобы их больше возили другие.
Второй тип водителей можно коротко назвать «испуганный». Хотя они ясно осознают, что происходит, и знают, что должны делать для своего спасения, но из десяти правильных решений чаще всего выбирают одиннадцатое. В результате их реакцию не может понять никто из окружающих. Сюда относятся водители, которые неожиданно останавливаются посреди перекрестка, хотя могли бы спокойно проехать раньше, чем появится автомобиль, которому они не по правилам пересекают дорогу. На скользкой дороге такой водитель упорно тормозит и поворачивает руль совсем не в ту сторону, в которую требует автомобиль, так что попадает из одного заноса в другой и из небольшого скольжения — в сильное верчение.
Сюжеты большинства комедийных фильмов основаны на подобном ошибочном поведении испуганных людей, но то, над чем в кресле кинотеатра мы смеемся до слез, на сиденье автомобиля вызывает совершенно другие чувства, особенно если главными героями этих сцен являемся мы сами. Тип, называемый в народе «бестолковый», в общем не имеет плохой перспективы. Нужны только твердая воля, терпение и время. Таким людям следует использовать все возможности для приобретения новых правильных рефлексов.
К третьей группе относятся люди, которые способны быстро заметить опасность и мгновенно не только принять наиболее правильное решение, но и осуществить его. Они сохраняют хладнокровие на льду и при пожаре и не обостряют последствия неправильного поведения других своей неуверенностью и ошибочными действиями. Эти качества не упали им с неба, они развились в результате сочетания соответствующих черт характера со знаниями и тренировкой.
Еще раз следует подчеркнуть, что многое зависит не только от того, как автомобиль стоит на дороге, но и как водитель сидит в нем. Того, кто прижимает руль к груди или сидит так, как будто не имеет ничего общего с этим спасательным кругом перед собой, неожиданные события и изменения обстановки всегда удивляют или даже пугают.
Самый проверенный совет, как сидеть за рулем, заключается в следующем: не слишком далеко, но и не слишком близко, при этом спина плотно опирается о спинку сиденья. Руки в свободном положении должны упруго и легко сжимать руль в его верхней части. Обычно же мы ведем себя несколько иначе — руль, особенно при поворотах, притягиваем к себе, чуть ли не поднимая его над головой, как лавровый венок. Как-нибудь попробуйте, наоборот, оттолкнуть его с чувством от себя.
Прежде чем тронуться с места, посмотрите внимательно на край переднего крыла со стороны попутчика рядом с вами. Заметили ли вы на нем что-нибудь необычное? Видимо, нет. Важно его вообще видеть, так как это свидетельствует о том, что вы сидите достаточно высоко. Если вы его не видите, то по одной из трех причин. Первая причина — видимо, вы сидите в автомобиле, конструкция которого не позволяет этого (скажем, в автобусе с кузовом вагонного типа). Вторая причина, тоже маловероятная,— крыло исчезло. Воры обычно крылья не крадут. Так что остается третья, наиболее вероятная причина. Нужно изменить положение сиденья, сесть повыше и удобнее, что обеспечит большую обзорность. Лучше это сделать перед тем, как вы включите двигатель.
Запомните, что великодушие — свойство мудрых. После дорожно-транспортного происшествия вам не поможет сознание того, что вы были правы. Гораздо умнее уступить заранее. Многие автомобилисты могли бы украсить свой автомобиль надписью, подобной той, с которой ездит один водитель во Франции: «Этот автомобиль победил уже в восьми поединках с другими автомобилями». Очевидно, автомобиль в этом невиновен, агрессивным является субъект за его рулем.
Иногда столкновение бывает неминуемо, несмотря на всю осторожность. Самое большее, что вы можете в этом случае,— за счет своей находчивости предотвратить лобовое столкновение, отличающееся наиболее трагическими последствиями. Очень важно, чтобы вы были прикреплены ремнями безопасности. Это смягчит удар. Но что делать, если в автомобиле нет ремней безопасности или водитель и его попутчик не выполняют данное предписание? Первое побуждение при такой ситуации — ухватиться за что-нибудь устойчивое, и поэтому мы хватаемся за руль или автоматически протягиваем руки к приборному щитку. И то и другое может закончиться переломом руки с травмой головы.
До чего удивительно и непостижимо поведение человека! Если над капотом пролетела птица, мы непроизвольно наклоняем голову, хотя с ней ничего случиться не может. Когда же черепу действительно угрожает опасность, мы сидим с гордо поднятой головой. Поэтому в момент, когда вы теряете власть над автомобилем, нужно отпустить руль, упасть на соседнее сиденье, спрятать в нем лицо и крепко держаться за него до полной остановки автомобиля. В случае, если впереди сидят два человека, они должны поступить следующим образом. Попутчик кладет голову на колени водителю, стараясь при этом не удариться о руль. Водитель ложится так, чтобы закрыть его собой. Оба крепко держатся за сиденья друг друга, образуя прочный единый блок.
Если автомобиль кувыркается, это не выглядит красиво, но и не так уж опасно. Однажды Сыльва Гросзова подбежала к такому автомобилю после того, как он остановился в положении кверху колесами, на крыше. Автор боялась заглянуть внутрь, но оказалось, что водитель не пострадал, а маленькая девочка, которую он судорожно прижимал к себе, в этот момент говорила: «Ну, папа, сделай так еще. Я за это буду послушной».
При фронтальном ударе никогда не протягивайте руки к стеклу. Защищайте ими прежде всего голову, которая не менее хрупка, но которую трудно заменить. Предплечьем обопритесь о руль или приборный щиток. Гораздо важнее, чем наблюдать за происходящим вокруг, сохранить зрение и на будущее.
Обычно на задних сиденьях нет ремней безопасности. Испытанными считаются два основных способа защиты при лобовом столкновении. Первый из них более простой — следует наклониться вперед, закрыв руками лицо, спрятаться за спинкой переднего сиденья, а ноги поджать назад. Второй способ удобнее — нужно лечь на заднее сиденье, разумеется тоже с поджатыми ногами, закрыв голову. Если сзади сидят два человека, они могут лечь друг против друга и вклиниться между задней и передней спинками как одно целое.
Купить готовый рецепт защиты на случай аварии едва ли когда удастся, потому что все они отличаются одна от другой деталями, хотя и имеют одинаковые последствия. Именно поэтому никому не вредно знать, как вести себя в подобном случае, даже если он сам еще не научился управлять автомобилем.