Речь пойдет о щетках стеклоочистителя, получивших в обиходе название «дворники» и совмещающих, в зависимости от времени года, функции метлы, снеговой лопаты и швабры.
Основа конструкции у всех щеток одинакова — каркас и закрепленная в нем резиновая лента, которая, собственно, и очищает стекло, «проезжая» по нему.
Устройство каркаса определяется размером и кривизной ветрового стекла: как правило, это набор шарнирно соединенных коромысел, на верхнем из которых расположен узел крепления к рычагу стеклоочистителя.
Раньше, когда ветровые стекла делали плоскими, коромысло было всего одно — его хватало, чтобы обеспечить равномерное давление резиновой ленты на стекло по всей длине. С появлением вогнутых стекол понадобились щетки посложнее, которые меняли бы свою кривизну по мере поворота, опять-таки создавая равномерный нажим на очищаемую поверхность. Так стали применять «дворники» с тремя («Жигули»), пятью («Таврия») и более коромыслами.
Что делать, если «дворники» работают плохо — оставляют за собой неочищенные полосы или водяную пыль, «дробят» (то есть перескакивают через сектора рабочей зоны)? Есть несколько известных способов вернуть щетки к жизни. Сначала посмотрите, хорошо ли они прилегают к стеклу: иногда после длительной стоянки ржавеют пружины в «поводках», оси коромысел и поэтому щетки не прижимаются к поверхности. Несколько капель масла — и все в порядке.
Когда резиновая лента занимает неправильное положение, возникает «дробь». Лента должна быть наклонена к стеклу под острым углом, вершина которого направлена против хода щетки. В начале и конце каждого взмаха «поводков» профиль резины должен перекладываться, то есть менять угол наклона на противоположный. Иногда начальное положение щетки препятствует перекладке. Достаточно немного подогнуть «поводок», чтобы углы пришли в норму и «дробь» прекратилась.
Если резина потеряла эластичность (от этого и полосы, и «туман» на стекле), ее прежде всего надо очистить от грязи. Например, помыть в теплой воде с мылом. Есть и более радикальные способы — подержать «дворники» од-ну-две минуты в кипящей воде или воспользоваться мелкозернистой наждачной бумагой (положить шкурку на ровную поверхность и пройтись по ней щеткой, наклонив ее под острым углом). Заточенная таким образом резиновая лента получает «второе дыхание».
Но рано или поздно щетки все равно надо менять. Причем покупать отдельно «резинки», как показывает печальный опыт, не стоит. Как правило, они работают не лучше старых.
С импортными щетками проще. Можно купить отдельно узел крепления, играющий роль переходника между рычагом стеклоочистителя и осью большого коромысла «дворника». Типов переходников имеется несколько, и подобрать нужный не составит труда.
Чтобы щетки не выскакивали за уплотнитель стекла или, наоборот, не чистили его только где-нибудь в углу, не ошибитесь в длине. Вот длина «дворников» для отечественных автомобилей: ВАЗ, АЗЛК-2140 — 330 мм; «Самара» и «Ока» — 500 мм; «Таврия» — 530 мм; АЗЛК-2141 — 460 мм; «Волга» — 410 мм. Отклонения в обе стороны более чем на 20—30 мм нежелательны.
Длина задних «дворников» хэтчбеков и универсалов такова: «Нива», ВАЗ-2104, «Ока» — 280 мм; «Самара» — 330 мм; «Таврия» — 380 мм. Все крепления — штырьком, но на «Таврии» «поводок» узкий, как на старом «Запорожце», и поэтому щетка получилась на редкость оригинальной — современной по длине и конструкции, но старой по устройству крепежного узла. С задними «дворниками» можно позволить себе небольшие вольности, например подогнуть «поводок». Так делают многие владельцы «Самары», устанавливая назад длинную, 500-миллиметровую щетку.
Резиновая лента должна быть эластичной, ее рабочая кромка — тоненькой (она плотнее прилегает к очищаемой поверхности), прямой или чуть выпуклой, но ни в коем случае не вогнутой. Последнее — верный признак того, что пружина потеряла упругость или вообще отсутствует. Такая щетка будет чистить только краями.
Поджимая несколько раз рабочую часть щетки к верхнему коромыслу, проверьте, чтобы «дворник» легко, без заеданий принимал начальную форму, а коромысла не болтались на осях и хорошо скользили по каркасу резиновой ленты.
В моду входят сдвоенные щетки кустарного производства. Коромысла у них, как правило, пластмассовые и быстро разбалтываются (если не ломаются). Пружины из того же материала прогибаются внутрь. Кроме того, если стекло не заливают потоки воды, то вторая щетка работает всухую.
Щетка по сухому стеклу работает плохо и быстро истирается. Поскольку грязь на стекле и дождь не всегда совмещены во времени, приходится использовать омыва-тель. Этот маленький водяной насос может доставить много неприятностей. А его отказы, к сожалению, нередки. Чаще всего из-за коррозии металлической оси. Она прикипает к металлокерамическим втулкам (обычно после длительной стоянки). Разобрать насос и смазать втулки несложно, а вот при сборке надо быть аккуратным. Немного перетянув винты корпуса, вы рискуете зажать ось ротора, поэтому при сборке, подключив насос к бортовой сети, проверьте, вращается ли вал. Определив момент заклинивания ротора, немного отпустите винты. Как временная мера ослабление винтов иногда помогает и при неожиданной остановке насоса (например, от перегрева).
В бачок омывателя хорошо добавить немного шампуня. Подойдет и жидкость для мытья окон (только не в аэрозольном баллоне). Большой выбор автомобильной «химии», в том числе и специальных жидкостей для омыва стекол, снимает проблему замерзания воды в омывателе. Правда, цены не пустячные, но ехать с обледеневшими «дворниками» и разводами грязи на стекле небезопасно, это может обойтись неизмеримо дороже. Выручит любой спирт. «Приняв горячительного» (примерно шестую часть объема), бачок с водой перестает замерзать и при 10—15-градусном морозе. Концентрация может быть разной в зависимости от температуры воздуха. Кстати, после спиртовых растворов на стекле и кузове не остается следов, в отличие от многих специальных составов.
Перед холодами оставшуюся воду из шлангов и форсунок надо слить, прокачав систему насосом. Ледяная пробка в форсунках пробивается насосом не скоро, даже если в бачок залита горячая вода.
Можно решить проблему раз и навсегда: установить бачок омывателя куда-нибудь в теплое место и оборудовать насос системой слива, чтобы жидкость не стояла в трубках и форсунках. Так сделано на многих иномарках, где бачок омывателя имеет общую стенку с расширительным бачком, всегда горячим при работе.