Кто-то из читателей усмехнется и, не читая, пропустит материал. Какие тут еще могут быть советы? Увы, и водители со стажем сталкиваются с большими трудностями в этом вопросе.
В первую очередь следите за состоянием резьбы на болтах (или гайках), которыми крепится колесо. Отверните поочередно все болты (или гайки) крепления колеса и тщательно очистите резьбу. Это несложно сделать небольшой жесткой кисточкой, смоченной бензином. Затем резьбу надо смазать и, «прогнав» несколько раз, добиться, чтобы крепежная деталь легко заворачивалась и отворачивалась. Лучше всего использовать графитосодержащие и им подобные масла и смазки, например «Глобо» или «Молилат». Кисточкой смазку нанесите тонким слоем на резьбу болта, гайки или шпильки.
И нструмент. Самые удобные ключи применяют автоспортсмены — «спортивный» ключ-крестовина имеет две ручки длиной 40—50 см, направленные в разные стороны. Использование длинного одностороннего ключа нередко приводит к его перекосу и срыву граней болта или гайки, а то и разрыву головки ключа. Учтите это, если будете делать сами, заказывать на стороне или покупать баллонный ключ. Очень облегчает жизнь длинная (60—70 см) плоская монтировка (такой комплектуют легковые и грузовые автомобили ГАЗ). Техника замены. Если спустило правое колесо, то не притирайтесь к бордюру: вы не сможете установить домкрат и снять колесо. Между боковиной шины и бордюром должен быть зазор в 25—30 см. Если меняете левое колесо, а съехать некуда — поставьте автомобиль по диагонали: правое переднее колесо уперто в бордюр, а правое заднее отстоит от него на 75—100 см. Ничего ужасного не произойдет, если вы потихоньку проедете на спущенном колесе 10—15 м.
На рыхлой земле опора домкрата просто тонет. Камень или кирпич, подложенные под опору домкрата, положения не спасут. Нужна какая-то подкладка с большой площадью поверхности и нескользкая, а то домкрат с нее съедет. Поэтому, если вы часто ездите по грунту, следует обзавестись чем-то подходящим.
Место остановки выбрано, автомобиль заторможен ручным тормозом, включена первая передняя передача. Даже днем включите аварийную сигнализацию и откройте повыше крышку багажника — так вы будете заметней. Достаньте запасное колесо. Если меняете на проезжей части левое колесо, то кладите «запаску» так, чтобы вынудить объезжающих вас держать интервал в 1,5 м от стоящего автомобиля. Достаньте домкрат, баллонный ключ, удлинитель ключа и монтажку. Вставьте в гнездо «лапу» домкрата и слегка, на 2—3 см, поднимите кузов автомобиля.
Домкрат (реечный, винтовой) должен быть перпендикулярен поверхности, если смотреть сбоку, и несколько занесен опорной поверхностью внутрь. Если вы не выполните это требование, то поднятый автомобиль может поползти. Наиболее капризны в этом плане домкраты, шип которых вставляется в гнездо кузова (старые модели «Москвича», «Волги» и заднеприводных ВАЗов). Если автомобиль поедет или поползет вперед или назад, то гнездо, приваренное к кузову, неминуемо деформируется, а то и оторвется. В багажнике можно возить пару колодок, чтобы подпереть ими колесо поднимаемого автомобиля. Колодки-упоры ставят под колесо по диагонали к меняемому.
Итак, вы приподняли кузов на 2—3 см. С помощью удлиненного ключа строньте с места болты (гайки) крепления колеса. Убедившись, что болты отворачиваются легко, отворачивайте весь крепеж, кроме двух диагональных друг другу болтов (гаек). Если один из болтов «упрямится», то начинайте именно с него.
Теперь приподнимайте автомобиль до тех пор, пока колесо не начнет отрываться от земли. Слегка покачав автомобиль, убедитесь, что он не проявляет желания упасть, и только после этого поднимайте машину до появления просвета между колесом и поверхностью дороги в 2—3 см. Теперь можно отвернуть два оставшихся болта (гайки) и снять колесо. Физически сильный мужчина без особого труда снимает и ставит легкое колесо, но что делать женщине? Нужна длинная плоская монтажка: тот конец ее, который имеет расширение с отгибом, заведите под снимаемое колесо на 10—15 см. Удерживая одной рукой колесо за верхнюю часть, как рычагом легко приподнимите его и одновременно вывалите на себя. Все, колесо снято.
Устанавливайте колесо в обратной последовательности: положите монтажку на землю против центра ступицы и накатывайте на нее колесо так, чтобы его нижняя часть встала на отпечаток снятого колеса. Не забудьте сориентировать ступицу или колесо так, чтобы штифты или шпильки ступицы были направлены на соответствующие отверстия в диске колеса. Удерживая одной рукой колесо за верх, другой рукой поднимайте его монтажкой и, заваливая внутрь, ставьте на ступицу. Заверните два диагональных болта (гайки) крепления колеса.
Конус крепежной детали должен точно войти в отверстие диска, чтобы не прихватить болтом (гайкой) край диска. Отцентрировать колесо легче, если несколько приподнять его той же монтажкой. Оба болта (или гайки) слегка подтяните на весу. Затем опустите автомобиль.
Далее нужно завернуть все крепежные детали, но лишь коротким ключом и без избыточного усилия. Систематическая перетяжка ведет к деформации отверстий. Лучше через 30—40 мин движения остановиться и еще разок подтянуть крепеж.
Общие правила безопасности. Перед подъемом автомобиля из него должны быть высажены пассажиры; в крайнем случае пассажир может сидеть на самом дальнем от домкрата сиденье. Оставлять в машине детей без надзора нельзя, это правило универсально и неизменно.
Если вы меняете колесо со стороны бордюра, берегите ноги, не стойте между автомобилем и бордюром. Пользоваться домкратом в гаражах не следует.