Практически все знаменитые производители смазочных материалов предлагают нам и высококачественные трансмиссионные масла, прекрасно зарекомендовавшие себя за рубежом. Но можно ли их использовать в наших автомобилях?
Так же, как и моторные, трансмиссионные масла имеют свои уровни качества по SAE и класс вязкости по API и выпускаются на минеральной, полусинтетической и синтетической основах. Самые распространенные индексы вязкости равны 9, 12, 18 и 24 сСт (сантистоксам). Чем меньше индекс, тем лучше основа масла. Индекс вязкости w тесно связан с индексом качества по SAE: 9 сСт — 75w; 12 сСт — 80w; 18 сСт — 90w; 24 сСт — 110w. Чем меньше цифра перед индексом w, тем более низкую температуру выдерживает масло перед тем, как загустеть на холоде.
По классу вязкости API масла маркируют буквами GL и цифрой, стоящей после букв в диапазоне от 1 до 5. Чем больше цифра, тем в большей степени в масле проявляются моющие, антизадирные и противопенные свойства. Масла разного класса вязкости применяются в различных агрегатах автомобиля.
На практике это выглядит так. Масла классов от GL1 до GL3 можно применять в коробках передач старых моделей «Жигулей», «Волги» и «Москвича». При этом можно избавиться от проблем замерзания масла в КПП, так как по температуре замерзания они превосходят ТАД-17.
Масла классов GL4 и GL5 предназначены для смазывания гипоидных передач (в которых ведущий вал входит в зацепление с шестерней главной передачи под углом 90°). При подобной компоновке вполне естественны тяжелые нагрузки, и к маслам предъявляются очень жесткие требования по антизадирным и противоизносным свойствам. К таким передачам относятся редукторы задних мостов автомобилей классической компоновки, коробки передач переднеприводных автомобилей с продольным расположением двигателя и коробка передач «Запорожца».
Для переднеприводных автомобилей с поперечно расположенным двигателем (ВАЗ, «Таврия», «Ока») в коробках передач применяется моторное масло, так как цилиндрические шестерни не испытывают больших нагрузок.
Отдельно хотелось бы упомянуть об автоматических трансмиссиях. Для них выпускаются специальные масла, к которым предъявляются особые требования по вязкости, трению и пенообразованию. Последнее очень важно, так как возникший воздушный пузырь может перекрыть управляющий клапан и любая из передач перестанет включаться. Как правило, масла для автоматических трансмиссий невзаимозаменяемы, и поэтому применять необходимо сорта, указанные в инструкции по эксплуатации фирмой-изготовителем.