Полисы ОСАГО станут дороже в полтора раза или лаже больше. Улучшатся ли после этого условия страхования и повысится ли надежность СК?
Слухи о грядущем повышении тарифов на ОСАГО ходят последние года полтора. Все так к ним привыкли, что сегодня, кажется, даже автовладельцы морально к этому готовы. Ждать осталось недолго: Минфин направил в Минюст поправки к Закону об автогражданке. В нем предусмотрено увеличение базовых тарифов на ОСАГО на 50% . Правда, законопроектом предполагается и изменение системы выплат. Сумму за вред имуществу планируется увеличить до 400 тыс. руб., за вред жизни и здоровью – до 500 тыс. руб.
В общем – то, где – то страховщиков можно понять: базовые тарифы ОСАГО не менялись уже семь лет, с самого начала действия закона. К тому же теперь установлена ответственность СК в случае задержки возмещения ущерба более чем на 30 дней – 1/75 ставки ЦБ, что равно приблизительно 500 рублям в день. А тут еще и увеличение суммы выплат… Все это приведет к уходу с рынка большего числа игроков. По расчетам РСА, предложения Минфина можно удовлетворить, лишь увеличив ставку на 58%. Мол, иначе неминуем эффект домино…
Возможно, оно и так. При всем при этом цифры показывают, что страховщики живут, в общем – то, неплохо. В виде выплат по закону они должны отдавать автомобилистам 77% средств, вырученных от продажи полисов ОСАГО, а себе на ведение дел оставлять 23% . В докризисные годы, по данным Росстата, это соотношение выглядело иначе: 56 против 44% соответственно.
К тому же и базовая стоимость, и величина территориального коэффициента изначально устанавливались с очень большим запасом и полностью устраивали страховщиков. А до соотношения 77/23 никогда не доходило . Можно было и жирок накопить. При таких раскладах стоимость автогражданки впору снижать, а не повышать. Однако какой же нормальный бизнесмен станет показывать прибыль – страховщики говорят об уровне выплат, доходящем до 90%, тотальном падении сборов и объявляют об убытках.
Может, стоит тогда поговорить об эффективности управления компаниями? Начать регулировать комиссию для агентов и брокеров, требовать ежемесячные отчеты о премиях и выплатах. Но самое главное – пора уже обобщить все данные о договорах и страховых случаях. С последним согласны и в Страхнапзоре. Более того, там полагают, что увеличение тарифов должно быть четко увязано с созданием единой информационной системы. Тем не менее общей базы данных до сих пор нет. И виновники ДТП по окончании периода страхования просто переходят в другую компанию без каких – либо малусов и санкций. А аккуратные водители не получают бонусы, так как это «наносит удар по резервам» страховщиков.
Понятно, что страховые компании могут предъявить множество аргументов в пользу подорожания полисов, вопрос только в том – что, помимо опустевших кошельков, мы будем с этого иметь?
Условия страхования будут более интересны для клиентов прежде всего в силу увеличения страховой суммы,считает начальник отдела ОСАГО страховой компании «Ростра» Екатерина Оберюхгина. Увеличатся выплаты и по системе Европротокола, на сегодняшний день сумма возмещаемого ущерба здесь до смешного мала .
Тарифы вырастут – к бабке не ходи… Однако автолюбители могут принять это как неизбежность, только в случае, если в новых условиях улучшится сервис, снизится число отказов или повысится надежность страховщиков. Будем надеяться, что так и случится, ведь обострение конкуренции выдавит с рынка слабые во всех отношениях компании. Последнее слово – за Минфином и Страхнадзо – ром. Назовите уже цифры, господа! Ждать замучились…